Геерт Хофстеде — уроженец Хаарлема в Нидерландах — является преподавателем организационной антропологии и международного менеджмента на факультете экономики и управления бизнесом Лимбургского университета в Маастрихте, а также директором Института изучения меж-культурного сотрудничества в Тилбургском университете. До начала академической карьеры Хофстеде был моряком, рабочим на фабрике, инженером, управляющим на заводе и директором по персоналу, а также занимал пост ведущего психолога в IBM.
Журнал «Economist» полагает, что именно Геерт Хофстеде «в той или иной степени сделал [культурное многообразие] одним из аспектов менеджмента». С этим трудно не согласиться. Голландский ученый оказал значительное влияние на представления о воздействии глобализации на человека и культуру.
Все общества сталкиваются со сходными проблемами, но решения для каждой культуры свои. Хофстеде выделил пять основных характеристик национальной культуры:
Дистанция власти — до какой степени члены организаций и учреждений, наделенные меньшими полномочиями, согласны смириться с неравным распределением власти.
Индивидуализм — сила связей между отдельными людьми, от очень слабой в одних обществах до высокой степени коллективизма и групповой сплоченности в других.
Маскулинность — степень тендерных различий в данном социуме.
Избегание неопределенности — степень угрозы для членов общества со стороны неопределенных или неизвестных ситуаций.
Ориентация на длительную перспективу — в какой степени общество демонстрирует прагматическое, ориентированное на будущее поведение.
С точки зрения Хофстеде, культура — главный вопрос бизнеса. Он определяет ее как «коллективное программирование сознания, отличающее членов одной группы или категории людей от другой». Выводы Хофстеде опираются на огромный объем исследований. В выдающейся работе о межкультурном менеджменте, «Culture's Consequences («Последствия культуры»), он использовал результаты 100000 опросов, проведенных в более чем 60 странах. Сама исследовательская база работы Хофстеде свидетельствует о высокой степени практической применимости его концепций.
Corporate memory. Корпоративная память | Delphi technique. Техника дельфийского оракула |