Материал предоставлен https://it.rfei.ru

Single-loop learning. Одинарная петля научения

Американские ученые Крис Арджирис и Дональд Шон в 1970-е гг. внесли серьезный вклад в развитие теории организационного научения. Особенно примечательны их книги “Theory in Practice” («Теория на практике») и “Organizational Learning” («Организационное научение»). В них Арджирис и Шон впервые описали две основные организационные модели, каждая из которых демонстрирует свой подход к научению.

В модели 1 руководители фокусируются на достижении личных целей. Они самодостаточны и не выражают озабоченности или несогласия с чем-либо. Менеджеры готовы менять окружение, но сопротивляются любой попытке изменить их собственное мышление и методы работы. Организации, использующие модель 1, характеризуются тем, что Арджирис и Шон назвали «одинарной петлей научения», — другими словами, «выявление и исправление организационных ошибок позволяет организации реализовывать текущую политику и решать уже поставленные задачи». В модели 1 любое научение связано с уже существующими политикой и практикой и не подразумевает их переоценки (как это происходит в модели «двойной петли научения»).

Вторая модель отличается от первой тем, что придает особое значение двойной петле научения, позволяющей «выявлять и исправлять организационные ошибки, модифицируя породившую их ситуацию и корректируя приведшие к ним нормативы, политику и цели». В организациях по модели 2 руководители действуют, опираясь на информацию. Они обсуждают проблемы и реагируют на изменения, а также готовы меняться сами, что способствует переходу на новый уровень понимания. «Большинство организаций успешно справляются с одинарной петлей научения, но испытывают большие трудности в обучении по методике двойной петли», — делают вывод Арджирис и Шон.

Взгляды Арджириса стали входить в корпоративную моду, особенно с возвращением научения в программы организаций в начале 1990-х гг.

Quality circles. Кружки качестваSpaghetti organization. Организация-спагетти