Процесс генерации идей может принимать различные формы. Обрисуем общий подход к генерации возможностей инновационных бизнес-моделей.
Создание команды.
Основной вопрос: достаточно ли разнообразия в нашей команде, чтобы выдвигать свежие идеи по бизнес-моделированию?
Собрать правильную команду — необходимое условие для генерации эффективных идей в сфере бизнес-моделирования. Члены команды должны различаться по должности, возрасту, опыту, представляемому подразделению, знанию потребителя и профессиональным знаниям.
Погружение.
Основной вопрос: какие элементы следует изучить, прежде чем придумывать новые идеи?
В идеале команда должна вначале пройти стадию погружения, в которую должны входить исследование проблемы, изучение существующего или потенциального потребителя, знакомство с новыми технологиями или оценка имеющихся бизнес-моделей. Погружение может занять и несколько недель, и пару практических занятий (например, с картой эмпатии).
Расширение.
Основной вопрос: какие инновации можно придумать для каждого структурного блока бизнес-модели?
На этой стадии команда расширяет границы пространства возможных решений, стараясь генерировать как можно больше идей. Каждый из девяти структурных блоков бизнес-модели может служить отправной точкой. Цель стадии — не качество, а количество. Требуется закрепить в памяти правила мозгового штурма, чтобы члены команды на этой ранней стадии сосредоточились на выдвижении идей, а не на их критике.
Выбор критериев.
Основной вопрос: каковы главные критерии отбора лучших идей для бизнес-модели?
После фазы расширения команда должна выработать критерии для сужения круга идей до приемлемого количества. Критерии эти будут своими для каждого рода деятельности; в качестве примера таких критериев можно назвать время внедрения, возможную степень сопротивления клиентов, влияние на конкурентоспособность.
«Прототипирование».
Основной вопрос: на что будет похожа бизнес-модель каждой идеи из сокращенного списка?
Определив критерии, команда должна сократить список идей до трех-пяти потенциальных инноваций бизнес-моделей. С помощью шаблона бизнес-модели можно сделать набросок каждой идеи и обсудить ее как прототип бизнес-модели.
Сила вопросов «что, если...» | Как собрать разнородную команду |