Масштаб прототипов
Несложно понять, что имеют в виду под масштабом прототипов в архитектуре или дизайне упаковки, так как речь здесь идет о физических объектах. Архитектор Фрэнк Гери и дизайнер Филипп Старк, работая над дизайном своих проектов, конструируют бесчисленные прототипы — от набросков и грубых моделей до детальных, тщательно изготовленных макетов. В бизнес-моделировании может существовать аналогичное деление прототипов по масштабам и размерам, но только в более концептуальном ключе.
Прототип бизнес-модели может быть каким угодно — от наброска на салфетке до подробного шаблона и модели, пригодной к испытаниям на практике. Возможно, вы не до конца понимаете, в чем тут разница: набросок идеи бизнеса — дело, привычное для любого предпринимателя. Зачем называть это прототипированием? На этот вопрос есть два ответа. Во-первых, создание прототипа предполагает иной образ мышления. Во-вторых, шаблон бизнес-модели задает структуру, способствующую исследованиям. Прототипирование бизнес-моделей неразрывно связано с тем, что мы называем дизайнерским подходом.
Это постоянный поиск новых и лучших бизнес-моделей с помощью создания множества прототипов — как грубых, так и детальных, — представляющих разнообразные стратегические возможности. Нельзя ограничиваться моделированием только тех идей, которые вы в дальнейшем собираетесь реализовать. Нужно исследовать новые, даже нелепые и невероятные на первый взгляд идеи, добавляя и удаляя отдельные элементы в каждом прототипе. Экспериментировать с прототипами подобным образом вы можете на разных уровнях.
| Каракули на салфетке. Набросок и грубая формулировка идеи. Нарисуйте простой шаблон бизнес-модели и опишите идею, используя лишь ключевые элементы. |
---|
- Сформулируйте идею.
- Включите в описание ценностное предложение.
- Опишите основные потоки доходов.
| Детальный шаблон. Какие нужны элементы, чтобы идея могла стать бизнес-моделью. Постройте шаблон для изучения всех элементов, необходимых для бизнес-модели. |
---|
- Постройте полный шаблон.
- Продумайте логику бизнеса.
- Оцените потенциал рынка.
- Проанализируйте связи между структурными блоками.
- Проведите первоначальную проверку фактов.
| Аналитическая таблица. Проверка идеи на жизнеспособность. Превратите подробный шаблон в аналитическую таблицу, чтобы оценить потенциал прибыльности идеи. |
---|
- Постройте полный шаблон.
- Введите в него ключевые данные.
- Подсчитайте издержки и доходы.
- Оцените потенциал прибыльности.
- Проработайте финансовые сценарии, основанные на разных предположениях.
| Тестирование в рабочих условиях. Изучение отношения потребителя к модели. Вы выбрали новую бизнес-модель, а теперь нужно протестировать ее в условиях рынка. |
---|
- Подготовьте обоснованную аналитическую сводку для модели.
- Задействуйте в ходе проверки своих клиентов.
- Испытайте в рыночных условиях ценностное предложение, каналы сбыта, механизм ценообразования и/или другие элементы модели.