Успешный мозговой штурм требует соблюдения ряда правил. Если вы усвоите их, это поможет вам выработать максимум полезных идей.
Сохраняйте сосредоточенность. Начните с точной формулировки проблемы. В идеале она должна учитывать запросы потребителей. Не давайте дискуссии зайти слишком далеко; всегда возвращайтесь к поставленной задаче.
Закрепление правил. Четко уясните правила мозгового штурма и жестко придерживатесь их. Самые главные правила — «не торопитесь высказывать суждения», «говорите по одному», «стремитесь к количеству», «визуализируйте», «поощряйте самые дикие идеи». Напоминать и закреплять правила должны независимые арбитры-помощники.
Рисуйте ваши идеи. Записывайте идеи или делайте их наброски. Прекрасный способ собрать все идеи вместе — записать их на стикерах и приклеить к стенке. Это, кстати, поможет и группировать их.
Подготовка. Подготовьтесь к мозговому штурму с помощью «погружения» в проблему. Это может быть выход «в поле», разговор с клиентами или любой другой метод непосредственного знакомства команды со всеми факторами, которые имеют отношение к поставленной задаче.
Чтобы разбудить творческие силы вашей команды, можно начать сеанс мозгового штурма с какой-нибудь игры, например с «Глупой коровы». Вот как это происходит: пусть участники разработают три бизнес-модели с участием коровы. Попросите их вначале отметить несколько особенностей, характерных для коровы: она дает молоко, целый день жует, мычит и т.д. И пусть они используют эти характеристики для разработки инновационной бизнес-модели с участием коровы. На выполнение задания отводится три минуты.
Учтите, игра может иметь непредсказуемые последствия, поскольку действительно глупая. Однако она была испробована в деле не раз: играли руководители предприятий, финансисты, менеджеры по рискам и предприниматели, и обычно вполне успешно. Цель упражнения — оторвать людей от повседневных забот и продемонстрировать им, что они способны к формированию идей, далеких от традиции, если дать их творческим силам развернуться.
Как собрать разнородную команду | Визуализация |