Термин Freemium предложил Джарид Лукин, популяризировал его в своем блоге предприниматель-новатор Фред Уилсон. Он относится к бизнес-моделям, преимущественно на интернет-основе, которые сочетают бесплатный минимум услуг с премиум-сервисом за дополнительную плату. Для Freemium-модели характерна обширная база клиентов, пользующихся бесплатным предложением. Лишь малая часть из них, обычно менее 10%, становятся подписчиками платных премиум-услуг. Это небольшое количество платных пользователей финансируют бесплатное предложение. Такое возможно благодаря тому, что издержки на обслуживание беcплатных пользователей очень низки.
В этой модели стоит обращать внимание в первую очередь на следующие ключевые показатели:
Flicker, популярный фотосайт, приобретенный Yahoo! в 2005 г., представляет собой удачный пример Freemium- бизнес-модели. Пользователи Flicker могут бесплатно приобрести базовый аккаунт, который позволяет им загружать свои фотографии и делиться ими с другими пользователями. Бесплатный сервис имеет определенные ограничения на объем загруженного материала и число загрузок в месяц. За небольшую ежегодную плату пользователи могут приобрести «профессиональный» аккаунт и наслаждаться неограниченным объемом загрузок и места для хранения своих файлов, а также некоторыми дополнительными возможностями.
— Фиксированные и невосполнимые издержки на развитие платформы / Переменные издержки, зависящие от числа хранимых фотофайлов
— Общирная база аккаунтов для обычных пользователей
— Небольшая база платных “профессиональных” пользователей
Бесплатная реклама: стиль многосторонней платформы | Open Source: видоизмененная freemium-модель |