Стиль № 5. ОТКРЫТЫЕ БИЗНЕС-МОДЕЛИ могут быть использованы для создания и сохранения ценности за счет сотрудничества с внешними партнерами. Это может осуществляться «извне» — посредством использования внешних идей или же «изнутри» — путем предоставления сторонним партнерам идей или активов, не востребованных фирмой.
Примеры: P&G, GlaxoSmithKilne, InnoСentive.
Открытые инновации и открытые бизнес-модели — термины, введенные Генри Чесбро. Название говорит о том, что исследовательские процессы открыты сторонним компаниям. Чесбро утверждает, что в мире, для которого характерна рассредоточенность знания, организации могут создать большую ценность и лучше использовать результаты НИОКР, если станут привлекать к своему инновационному процессу знания, интеллектуальную собственность и продукты, разработанные на стороне. Кроме того, Чесбро показывает, что продукты,технологии, знания и интеллектуальная собственность, которым компания не нашла применения, могут принести прибыль, если станут доступны внешним партнерам через лицензирование, создание совместных предприятий или дочерних компаний. Чесбро разделяет инновации на полученные «извне» и «изнутри». Инновации приходят «извне», если компания использует не свои идеи, технологии или интеллектуальную собственность в процессе развития и коммерциализации.
Таблица ниже иллюстрирует процесс усиления значимости внешних источников для укрепления бизнеса в компаниях. Инновации возникают «изнутри» при продаже или лицензировании организацией своей интеллектуальной собственности или технологий, в особенности тех, которые не используются самой компанией. Мы будем описывать бизнес-модели фирм, которые практикуют открытые инновации.
Закрытые | Открытые |
---|---|
Талантливые люди в нашей области работают на нас | Мы должны работать с талантливыми людьми как из нашей компании, так и со стороны |
Чтобы получать прибыль от НИОКР, мы должны сами делать открытия, разрабатывать их и применять на практике | Внешние НИОКР тоже могут создавать ценность, и, чтобы претендовать на часть этой ценности, мы тоже должны заниматься исследованиями |
Если мы сделаем открытие сами, то выйдем на рынок первыми | Не обязательно самим проводить исследования, чтобы получать от них прибыль если это приносит нам выгоду и отвечает нашим интересам |
Если большинство лучших идей в отрасли будут нашими, мы выиграем | Мы выиграем, если наилучшим образом сможем использовать как свои, так и чужие идеи |
Мы должны контролировать наш инновационный процесс, чтобы конкуренты не могли воспользоваться нашими идеями | Мы должны получать прибыль от использования наших инноваций другими компаниями; нам надо приобретать чужие инновации, если это приносит нам выгоду и отвечает нашим интересам |
Стиль приманки и крючка | Procter&Gamble: партнерство и развитие |