Бизнес-модели в индустрии ПО обычно отличаются двумя характерными чертами: постоянными издержками на поддержку разработчиков, создающих программные продукты, и моделью прибыли, основанной на продаже многочисленных пользовательских лицензий и регулярных обновлений программ.
Red Hat, американский производитель софта, перевернула эту модель с ног на голову. Вместо того чтобы создавать программы с нуля, она строит свою продукцию на ПО с открытым кодом, который используют тысячи программистов по всему миру. Red Hat понимала, что компании заинтересованы в надежном и свободном от лицензионных платежей ПО, однако их останавливало то, что никто не несет ответственности за его поставку и поддержку. Red Hat заполнила эту нишу, предлагая стабильные, проверенные, готовые версии программ, находящихся в свободном доступе, в частности Linux.
Каждая программа, выпущенная Red Hat, обеспечивается поддержкой в течение 7 лет. Это выгодно клиентам, так как дает им возможность использовать преимущества ПО с открытым кодом и при этом не бояться неопределенности, сопровождающей продукт, не имеющий конкретного «владельца». Сама же Red Hat получает выгоду от того, что ее фонд программ постоянно улучшается сообществом программистов, не требующих оплаты. Это значительно снижает издержки компании на разработку программ.
Естественно, Red Hat должна каким-то образом зарабатывать деньги. Поэтому, вместо того чтобы брать плату с клиентов за каждый крупный новый релиз — традиционная модель прибыли в этой отрасли, она продает подписку. За годовой взнос клиент получает постоянный доступ к последним новинкам от Red Hat, неограниченную сервисную поддержку и гарантию безопасности. Компании готовы платить за эти преимущества, несмотря на то что многочисленные версии Linux и других открытых программ доступны в Сети бесплатно.
Freemium: минимум бесплатно, остальное — за деньги | Skype |