Материал предоставлен https://it.rfei.ru

Реклама: модель многосторонней платформы

Реклама — устойчивый источник дохода, позволяющий делать бесплатные предложения на телевидении, радио, в Интернете, в том числе в адресной рекламе от Google.

В терминах бизнесмоделирования FREE на основе рекламы — один из частных случаев стиля многосторонней платформы. Одна сторона платформы служит для привлечения пользователей с помощью бесплатного контента, товаров или услуг. А другая — обеспечивает доход, продавая рекламные площади. Один из примеров этого стиля — бесплатная газета Меtrо. Меtrо изменила традиционную модель ежедневной газеты. Во-первых, газета предлагалась бесплатно. Во-вторых, она ориентировалась на распространение в зонах большого потока людей, в частности в общественном транспорте. Меtro потребовалась собственная дистрибьюторская сеть, но именно это позволило газете быстро достичь широкой известности. В-третьих, редакционные издержки были сведены до минимума, необходимого для того, чтобы развлечь молодых граждан на время их поездок на работу и с работы. Вскоре появились конкуренты, использовавшие ту же модель, однако Меtrо не подпустило их близко, сделав пару умных ходов. Например, она взяла под исключительный контроль стойки новостей на железнодорожных и автовокзалах, вынудив конкурентов в ключевых местах пользоваться более затратным способом — раздачей газет.

$$Массовость \neq \text{автоматическая прибыль от рекламы}$$

Facebook

Большое количество пользователей не означает автоматически рекламного Эльдорадо, как продемонстрировала социальная сеть Facebook. В мае 2009 г. компания заявляла о наличии более 200 млн активных пользователей и утверждала, что более 100 млн ежедневно заходят на ее сайт. Однако, по данным экспертов, пользователи менее активно реагируют на рекламу в Facebook, чем на обычную интернет-рекламу. К сожалению, к моменту написания книги компания Facebook еще не обнародовала данные о своих доходах.

Газеты: бесплатно или за деньги?

Значительно повлияло появление FREE-моделей на издание газет. Зажатые между Интернетом и бесплатными газетами несколько традиционных газет уже объявили о банкротстве. В наиболее глубокой яме американская индустрия новостей оказалась, судя по данным Реw, в 2008 г., когда многие, получая новости из Интернета, перестали покупать газеты и журналы.

Традиционно периодические издания имели три источника дохода: розничные продажи, подписка и реклама. Первые два на глазах усыхают, а третий растет недостаточно быстро. Хотя многие газеты увеличивают число онлайн-читателей, они не смогли добиться соответствующего повышения дохода от интернет-рекламы. А издержки на сбор информации и редакторский труд, которые гарантируют хорошую журналистскую работу, остаются столь же большими.

Некоторые газеты попробовали экспериментировать с платной онлайн-подпиской, но результаты оказались неоднозначными. Сложно назначать цену за статью, если читатель может получить ту же информацию бесплатно с сайта CNN.com или MSNBC.com. Лишь небольшому числу газет удалось убедить читателей платить за доступ к премиум-контенту.

Традиционные газеты страдают от появления бесплатных изданий, таких как Меtrо. Хотя эта газета предлагает совершенно иные формат и качество материала, да и ориентирована преимущественно на молодежь, которая раньше вообще никаких газет не читала, те, кто предлагает платные новости, все равно оказываются под давлением. Получать за новости деньги становится все труднее.

Ряд предпринимателей отрасли пытается экспериментировать с новыми форматами, ориентированными на глобальную сеть. Так, информационное агентство True/Slant собрало на сайте около 60 журналистов, экспертов в своей области. Авторам выплачивают процент с тех денег, что True/Slant получает от рекламодателей и спонсоров. За плату рекламодатели могут размещать собственный материал на страницах параллельно информационному содержимому.

FREE как бизнес-модельБесплатная реклама: стиль многосторонней платформы