Материал предоставлен https://it.rfei.ru

Методы структуризации

Структурные представления разного рода позволяют разделить сложную проблему с большой неопределенностью на более мелкие, лучше поддающиеся исследованию. Это само по себе можно рассматривать как некоторый метод исследования, именуемый иногда системно-структурным. Виды структур, получаемые путем расчленения системы во времени (сетевые структуры) или в пространстве (иерархические структуры разного рода, матричные структуры), были рассмотрены в гл. 1. Методы структуризации являются основой любой методики системного анализа, любого сложного алгоритма организации проектирования или принятия управленческого решения.

В особую группу методов структуризации можно выделить методы типа «дерева целей».

Методы типа «дерева целей». Идею метода «дерева целей» впервые предложил У. Черчмен в связи с проблемами принятия решений в промышленности. Термин «дерево» подразумевает использование иерархической структуры, получаемой путем расчленения общей цели на подцели, а их, в свою очередь, на более детальные составляющие, которые в конкретных приложениях называют подцелями нижележащих уровней, направлениями, проблемами, а начиная с некоторого уровня — функциями.

Как правило, термин «дерево целей» используется для иерархических структур, имеющих отношение строго древовидного порядка, но иногда он применяется и в случае «слабых» иерархий. Поэтому более правильным является термин В. М. Глушкова «прогнозный граф», однако в силу истории возникновения метода более распространен исходный термин «дерево целей».

При использовании метода «дерева целей» в качестве средства принятия решений часто применяют термин «дерево решений». При применении метода для выявления и уточнения функций системы управления принят также термин «дерево целей и функций». При структуризации тематики научно-исследовательской организации пользуются термином «дерево проблемы», а при разработке прогнозов — «дерево направлений развития (прогнозирования развития)» или «прогнозный граф».

Метод «дерева целей» ориентирован на получение полной и относительно устойчивой структуры целей, проблем, направлений, т.е. такой структуры, которая на протяжении какого-то периода времени мало изменялась бы при неизбежных изменениях, происходящих в любой развивающейся системе. для достижения этого при построении вариантов структуры следует учитывать закономерности целеобразования и использовать принципы и методики формирования иерархических структур целей и функций, которые в силу их особой значимости для моделирования системных объектов рассматриваются более подробно в отдельной главе (см. гл. 5).

STEP- и SWOT-анализ. Это модели для анализа факторов социальных (social), технологических (technological), экономических (economical), политических (political) с точки зрения сильных (the strong) и слабых (the weak) сторон в деятельности предприятия или организации; для оценки возможностей (opportunities) и угроз (threats) компании в условиях конкурентной среды.

В теории систем STEP- и SWOT-анализ соответствует двум этапам методики системного анализа — этапу формирования структуры целей и функций (на основе выделения социальных, технологических, экономических и политических составляющих, определяемых аббревиатурой «STEP») и этапу оценки составляющих этой структуры с точки зрения сильных, слабых сторон, возможностей и угроз (SWOT-анализ).

Методы портфельного анализа. Обеспечивают логическое структурирование и наглядность отображения информации о проблеме, относительную простоту представления результатов при использовании качественных критериев анализа.

Основаны на построении двумерных матриц, по одной оси которых фиксируются значения внутренних факторов (оценка конкурентоспособности подразделений организации), по другой — внешних (оценка перспектив развития рынка). С помощью этих матриц организации могут сравниваться друг с другом по ряду таких критериев как темпы продаж; конкурентная позиция; этапы жизненного цикла, количество видов продукции, включенных в лицензированные виды деятельности организации; доля рынка, которую занимают продукция или услуги организации; привлекательность рынка для организации и т.п.

Наиболее известной и универсальной является матрица Акоффа. Дальнейшим этапом развития портфельного анализа явились работы Брюса Хендерсона, основателя Бостонской консалтинговой группы. Осями первой матрицы БКГ были рост рынка%%/%%доля рынка, модель Портера, учитывающая факторы, наиболее значимые для конкурентной позиции предприятия.

В последующем на идеях матриц БКГ предложены трехмерные матрицы, оси которой образуют комплексные показатели: привлекательность рынка для организации, конкурентная позиция предприятия, конкурентоспособность товара.

Методы групповых дискуссий (дискуссионные методы)Методы экспертных оценок