Специфика системного анализа, как отмечалось в гл. 1, состоит в том, что он, с одной стороны, должен основываться на методах качественного анализа (опираться на научное мировоззрение), а с другой стороны, использовать методы формализованного представления систем. При этом по сравнению с другими видами качественного анализа (например, философским) системный анализ отличается стремлением к формализации или хотя бы символизации логических процедур исследования систем. Применение для этого традиционных формальных логик бесперспективно, поскольку они в силу метафизичности и наличия закона исключенного третьего не рассчитаны на анализ противоречивых элементов и развивающихся систем. Отразить взаимоотношения элементов во всем их многообразии способна только диалектическая логика, которая, чтобы стать средством системного анализа, нуждается в символизации.
С учетом сказанного в 1974 г. был предложен подход, базирующийся на диалектическом обобщении законов функционирования и развития систем различной физической природы. Подход первоначально был ориентирован на отображение и анализ пространственно-распределенных систем, опирался на аппарат математической теории поля и был назван теорией информационного поля. В дальнейшем на основе этой теории был получен вариант информационного описания объектов с сосредaтoченными параметрами (т.е. с выделением дискретных элементов), что часто более удобно для исследования реальных объектов и процессов.
После изучения данной главы студент должен:
знать
— основные понятия информационного подхода — чувственная информация (информация восприятия), логическая и прагматическая информация, информационная сложность;
— детерминированные и вероятностные информационные меры;
— параметры, характеризующие кинематику и динамику информационных процессов;
— объем понятия об отображаемом объекте в формируемой модели, время восприятия, ригидность, сопротивляемость восприятию нового;
— принципы применения информационного подхода для макроэкономического моделирования;
уметь
— интерпретировать понятия информационного подхода применительно к объектам различного вида и назначения;
владеть
— навыками применения информационного подхода для сравнительного анализа иерархических структур.
Контрольное тестирование № 2 «Методы и модели теории систем и системного анализа» | 3.1. Основные понятия информационного подхода |