Диалектическая логика — это прежде всего логика человеческого мышления на вербальном уровне, т.е. в формах человеческой речи. Хотя возможна ее формулировка и на образно-интуитивном (бессловесном) уровне. Главная особенность диалектической логики состоит в том, что она является логикой относительной истины в отличие от примитивной классической аристотелевской (бинарной математической) логики, являющейся логикой абсолютной истины. При всем том классическая логика является частным предельным случаем логики диалектической, когда из всех степеней истины рассматриваются только два крайних ее состояния: абсолютная истина и абсолютная ложь, которые абсолютно противопоставляются друг другу. В этой логике истина никогда не может быть ложью, а ложь — истиной, что и дает основание для главного закона классической логики — закона исключенного третьего: «Из двух противоречащих суждений одно истинно, другое ложно, а третьего быть не может».
Классическая логика — это логика чисел, а диалектика — логика слов и выражаемых ими понятий.
Рассмотренные модели позволяют уточнить перечень законов диалектической логики.
Первый закон диалектической логики — основной закон логики, справедлив как для классической логики, так и для диалектики.
Согласно этому закону сущность %%H%% понятия обратно пропорционально его объему %%n%%. Здесь под объемом понятия подразумевается общее число однородных объектов или явлений, информация %%J%% о которых легла в основу понятия. При этом, чем больше объектов, тем меньше в расчете на один из них следов информаций %%J_k%%, присущих только одному или немногим объектам. И в результате согласно %%H=J/n%% при %%n→\infty%% от них ничего не остается (как это случилось с понятием материи).
Практическая польза от знания этого закона для системного анализа состоит в том, что нельзя механически переносить выводы, полученные на основе понятия одного объема, на понятие иного объема.
Второй закон диалектики — закон развития: «Все течет и все изменяется». Это сугубо диалектический закон, поскольку в классической логике всегда %%A%% есть %%A%% и 1 есть 1.
Это значит, что становление истины идет непрерывно и никогда не заканчивается, во-первых, потому что изменяется реальность, а во-вторых, совершенствуется само знание, так что никто не может претендовать на знание истины в последней инстанции.
Третий закон диалектики — закон отрицания отрицания. Пусть %%J%% есть тезис, %%\Delta_1J%% есть антитезис, т.е. отрицание %%J%%, а %%\Delta_2J%% есть антиантитезис, отрицание отрицания %%J%%. Иными словами, если %%J%% есть %%A%%, то %%\Delta_1J%% есть «не %%A%%», а %%\Delta_2J%% есть «не не %%A%%», т.е. определенный, хотя и неполный в отличие от классической логики, возврат к %%A%%.
Это и есть знаменитое развитие по спирали, чреватое циклическими возвратами к изначальным формам, но с иным уже содержанием.
Четвертый диалектический закон единства и борьбы противоположностей требует избегать абсолютизации как момента борьбы, так и момента солидарности противоположностей, которые и возникают-то вследствие субъективного расчленения единого целого ради облегчения познания его противоречивых частей.
Пятый диалектический закон перехода количественных изменений в качественные акцентирует внимание на необходимости избегать абсолютизации тенденций развития, выявленных в начале процесса, ибо в дальнейшем они могут измениться вплоть до своей противоположности, причем именно вследствие развития. Формально этот закон требует учета нелинейности многих процессов, зависимости характерных показателей от его хода.
Из этого закона следует также, что сумма свойств частей не есть свойство целого, а отрицание целого не обязательно означает отрицание частей, ибо может относиться к отрицанию лишь того нового свойства, которое возникло вследствие синтеза частей.
Шестой диалектический закон всеобщей взаимосвязи и взаимозависимости явлений требует учета всех факторов, определяющих исследуемый процесс, а не только тех, что кажутся доминирующими.
Система этих шести законов является полной и замкнутой, т.е. самодостаточной для описания любых явлений. Тем не менее, комбинируя эти законы, можно сформировать и ряд других законов, которые удобны в конкретных обстоятельствах. Однако эти новообразования являются избыточными и вторичными по отношению к вышеизложенному.
Законы диалектики имеют аналоги в классической логике, за исключением закона единства и борьбы противоположностей с его следствиями, ибо он прямо противопоставляется закону исключенного третьего.
Остальные законы классической логики и диалектики различаются тем, что в первом случае любые деформации исходных суждений могут быть только скачкообразными (либо «истина», либо «ложь»), а во втором случае все переходы плавные и непрерывные с бесконечным множеством состояний между истиной и ложью. Поэтому классическая логика является бинарной, двузначной, а диалектика — бесконечно многозначна.
Диалектическая логика незаменима при принятии решения в условиях противоположных требований к нему.
3.3. Диалектика части и целого | Контрольное тестирование № 3 «Информационный подход к анализу систем» |