Глава 2. Методы и модели теории систем и системного анализа
В поисках методов моделирования сложных систем и проблемных ситуаций исследователи обращались к различным разделам математики, предлагали новые, искали приемы и методы постановки задач, организации процесса коллективного принятия решений по разработке и совершенствованию сложных систем.
Чтобы облегчить выбор методов в реальных условиях, необходимо разделить их на группы (классы) и разработать рекомендации по их использованию при отображении систем различных классов.
Поэтому в данной главе дается представление о проблеме принятия решений (параграф 2.1), характеризуются основные подходы к моделированию систем (параграф 2.2), обосновывается предлагаемая классификация методов (параграф 2.3), в которой в качестве основных классов выделяются методы формализованного представления систем и методы, направленные на активизацию интуиции и опыта специалистов, характеризуемые в параграфах 2.4 и 2.5; приводится краткая характеристика специальных методов системного анализа, сочетающих средства МАИС и МФПС (т.е. возможности качественного и количественного анализа), два из которых излагаются в гл. 3 и 4; рассматривается роль теории систем и системного анализа в выборе методов моделирования (параграф 2.6) и принципы разработки методик системного анализа (параграф 2.7).
После изучения данной главы студент должен:
знать
- основные особенности системно-целевого, логико-лингвистического, морфологического, функционально-технологического и процессного подходов;
- виды классификаций методов моделирования систем;
- основные понятия аналитических, статистических, теоретико-множественных методов;
- методы математической логики, математической лингвистики и
теории графов;
- методы типа «мозговой атаки», или коллективной генерации идей,
«сценариев», «дерева целей», морфологического подхода и т.п.;
- принципы разработки методики системного анализа;
- методику ПАТТЕРН;
- приемы и принципы структуризации Ю. И. Черняка;
- методику С. А. Валуева;
- понятие об имитационном динамическом моделировании и его применении при разработке прогнозов Римского клуба;
- понятие о структурно-лингвистическом моделировании и его модификациях;
- понятие о когнитивном подходе и формах его реализации. Принципы формирования когнитивной карты и методы ее исследования;
- историю и основные особенности теории ситуационного управления Д. А. Поспелова;
уметь
- выбирать подход для моделирования конкретного объекта и задачи
принятия решения;
- определять класс системы для отображения исследуемого или проектируемого объекта;
- обосновывать выбор класса методов моделирования систем для
конкретных задач принятия решений;
- обосновывать выбор целесообразности применения имитационного динамического моделирования, структурно-лингвистического, когнитивного подходов к моделированию систем, теории ситуационного управления для конкретной задачи принятия решения;
владеть
- навыками выбора методики, принципов и приемов структуризации для конкретного исследуемого или проектируемого объекта, разработки структуры методики системного анализа.