Материал предоставлен https://it.rfei.ru

Глава 2. Методы и модели теории систем и системного анализа

В поисках методов моделирования сложных систем и проблемных ситуаций исследователи обращались к различным разделам математики, предлагали новые, искали приемы и методы постановки задач, организации процесса коллективного принятия решений по разработке и совершенствованию сложных систем.

Чтобы облегчить выбор методов в реальных условиях, необходимо разделить их на группы (классы) и разработать рекомендации по их использованию при отображении систем различных классов.

Поэтому в данной главе дается представление о проблеме принятия решений (параграф 2.1), характеризуются основные подходы к моделированию систем (параграф 2.2), обосновывается предлагаемая классификация методов (параграф 2.3), в которой в качестве основных классов выделяются методы формализованного представления систем и методы, направленные на активизацию интуиции и опыта специалистов, характеризуемые в параграфах 2.4 и 2.5; приводится краткая характеристика специальных методов системного анализа, сочетающих средства МАИС и МФПС (т.е. возможности качественного и количественного анализа), два из которых излагаются в гл. 3 и 4; рассматривается роль теории систем и системного анализа в выборе методов моделирования (параграф 2.6) и принципы разработки методик системного анализа (параграф 2.7).

После изучения данной главы студент должен:

знать

  • основные особенности системно-целевого, логико-лингвистического, морфологического, функционально-технологического и процессного подходов;
  • виды классификаций методов моделирования систем;
  • основные понятия аналитических, статистических, теоретико-множественных методов;
  • методы математической логики, математической лингвистики и теории графов;
  • методы типа «мозговой атаки», или коллективной генерации идей, «сценариев», «дерева целей», морфологического подхода и т.п.;
  • принципы разработки методики системного анализа;
  • методику ПАТТЕРН;
  • приемы и принципы структуризации Ю. И. Черняка;
  • методику С. А. Валуева;
  • понятие об имитационном динамическом моделировании и его применении при разработке прогнозов Римского клуба;
  • понятие о структурно-лингвистическом моделировании и его модификациях;
  • понятие о когнитивном подходе и формах его реализации. Принципы формирования когнитивной карты и методы ее исследования;
  • историю и основные особенности теории ситуационного управления Д. А. Поспелова;

уметь

  • выбирать подход для моделирования конкретного объекта и задачи принятия решения;
  • определять класс системы для отображения исследуемого или проектируемого объекта;
  • обосновывать выбор класса методов моделирования систем для конкретных задач принятия решений;
  • обосновывать выбор целесообразности применения имитационного динамического моделирования, структурно-лингвистического, когнитивного подходов к моделированию систем, теории ситуационного управления для конкретной задачи принятия решения;

владеть

  • навыками выбора методики, принципов и приемов структуризации для конкретного исследуемого или проектируемого объекта, разработки структуры методики системного анализа.
Контрольное тестирование № 1 «Системы и закономерности их функционирования и развития»2.1. Проблема принятия решения