Глава 1. Системы и закономерности их функционирования и развития
На протяжении относительно короткой истории становления теории систем и системного анализа представления о системах и закономерностях их построения, функционирования и развития неоднократно уточнялись и переосмысливались. Краткая история развития теории систем и системного анализа приведена в параграфе 1.1.
Чтобы правильно трактовать и использовать основные понятия теории систем, в параграфе 1.2 приводится эволюция понятия системы, а в параграфе 1.3 — представление о понятиях, с помощью которых описывают строение и функционирование систем. Учитывая особую значимость в исследовании систем структурных представлений, виды структур и их особенности рассмотрены в отдельном параграфе 1.4.
В параграфе 1.5 охарактеризованы варианты классификаций систем и классификация по степени организованности.
О закономерностях систем можно говорить в разных смыслах: исследовать статистические, логические, экономические закономерности; изучать закономерности конкретных процессов в системах различной физической природы, которые существенно зависят от особенностей объектов, представляемых в виде систем. Но есть и закономерности иного характера — общесистемные, характеризующие систему как целое и практически не зависящие от субстрата, качественного наполнения системы. А. Холл называл их макроскопическими свойствами системы. Обзор таких закономерностей приведен в параграфе 1.6. В параграфе 1.7 рассматриваются основные закономерности целеобразования.
После изучения данной главы студент должен:
знать
- место теории систем среди других научных направлений;
- направления применения теории систем;
- определения системы и их применение при разработке методик системного анализа;
- виды классификации систем;
- классификацию по сложности К. Боулдинга;
- классификацию по степени организованности и ее применение;
- закономерности строения, функционирования и развития систем;
- закономерности взаимодействия части и целого — целостность (эмерджентность), аддитивность, интегративность;
- закономерности прогрессирующей систематизации, прогрессирующей факторизации;
- закономерности иерархической упорядоченности — коммуникативность, иерархичность;
- закономерности осуществимости — эквифинальность, закон «необходимого разнообразия» У. Р. Эшби;
- закономерность потенциальной осуществимости Б. С. Флейшмана;
- закономерности развития — историчность, самоорганизация;
- закономерности целеобразования;
- зависимость цели от стадии познания объекта, времени, внешних и внутренних факторов;
- возможность и необходимость сведения задачи формулирования глобальной цели к задаче ее структуризации;
- закономерности построения структур целей;
уметь
- выбирать определение системы для конкретного объекта и задачи принятия решения;
- применять понятия, характеризующие строение и функционирование систем при отображении конкретных технических и социально-экономических объектов;
- выбирать класс системы для отображения технического и социально-экономического объекта;
- использовать знание о закономерностях систем для разработки концепции построения и развития исследуемого социально-экономического объекта или технического комплекса;
владеть
- навыками применения закономерности систем и закономерности целеобразования при отображении социльно-экономического объекта или технического комплекса.