Материал предоставлен https://it.rfei.ru

Глава 1. Системы и закономерности их функционирования и развития

На протяжении относительно короткой истории становления теории систем и системного анализа представления о системах и закономерностях их построения, функционирования и развития неоднократно уточнялись и переосмысливались. Краткая история развития теории систем и системного анализа приведена в параграфе 1.1.

Чтобы правильно трактовать и использовать основные понятия теории систем, в параграфе 1.2 приводится эволюция понятия системы, а в параграфе 1.3 — представление о понятиях, с помощью которых описывают строение и функционирование систем. Учитывая особую значимость в исследовании систем структурных представлений, виды структур и их особенности рассмотрены в отдельном параграфе 1.4.

В параграфе 1.5 охарактеризованы варианты классификаций систем и классификация по степени организованности.

О закономерностях систем можно говорить в разных смыслах: исследовать статистические, логические, экономические закономерности; изучать закономерности конкретных процессов в системах различной физической природы, которые существенно зависят от особенностей объектов, представляемых в виде систем. Но есть и закономерности иного характера — общесистемные, характеризующие систему как целое и практически не зависящие от субстрата, качественного наполнения системы. А. Холл называл их макроскопическими свойствами системы. Обзор таких закономерностей приведен в параграфе 1.6. В параграфе 1.7 рассматриваются основные закономерности целеобразования.

После изучения данной главы студент должен:

знать

  • место теории систем среди других научных направлений;
  • направления применения теории систем;
  • определения системы и их применение при разработке методик системного анализа;
  • виды классификации систем;
  • классификацию по сложности К. Боулдинга;
  • классификацию по степени организованности и ее применение;
  • закономерности строения, функционирования и развития систем;
  • закономерности взаимодействия части и целого — целостность (эмерджентность), аддитивность, интегративность;
  • закономерности прогрессирующей систематизации, прогрессирующей факторизации;
  • закономерности иерархической упорядоченности — коммуникативность, иерархичность;
  • закономерности осуществимости — эквифинальность, закон «необходимого разнообразия» У. Р. Эшби;
  • закономерность потенциальной осуществимости Б. С. Флейшмана;
  • закономерности развития — историчность, самоорганизация;
  • закономерности целеобразования;
  • зависимость цели от стадии познания объекта, времени, внешних и внутренних факторов;
  • возможность и необходимость сведения задачи формулирования глобальной цели к задаче ее структуризации;
  • закономерности построения структур целей;

уметь

  • выбирать определение системы для конкретного объекта и задачи принятия решения;
  • применять понятия, характеризующие строение и функционирование систем при отображении конкретных технических и социально-экономических объектов;
  • выбирать класс системы для отображения технического и социально-экономического объекта;
  • использовать знание о закономерностях систем для разработки концепции построения и развития исследуемого социально-экономического объекта или технического комплекса;

владеть

  • навыками применения закономерности систем и закономерности целеобразования при отображении социльно-экономического объекта или технического комплекса.
Введение1.1. Из истории теории систем и системного анализа