Материал предоставлен https://it.rfei.ru

3.3. Диалектика части и целого

Исследование закономерностей целостности и иерархической упорядоченности. Основная суть закономерности целостности качественно заключается в отличии свойств системы от свойств ее элементов, с одной стороны, и в изменении свойств элементов, включенных в систему, с другой. Попытаемся исследовать эту проблему, используя рассматриваемый информационный подход.

Прежде всего обратим внимание на зависимость представления об объекте от информации восприятия (%%J=A/ \Delta A%%) и, в частности, от принимаемого при вычленении элементов «кванта» %%\Delta A%%. Чем больше мы квантуем объективную непрерывную реальность, т.е., чем более мелкие элементы выделяем в системе, тем большую информацию мы о ней получаем.

Однако увеличивает ли рост числа элементов точность системного моделирования бытия? С одной стороны, вроде бы увеличивает, поскольку воссоздает все более тонкую структуру. Но, с другой стороны, уместно вспомнить, что в исходном континуальном объекте все было связано со всем, стало быть, разделив ее на две части, мы должны учесть одну связь между ними, а разделив на три части, учесть уже три связи и т.д.

По этой причине, достигнув изумительных результатов в узкоспециализированных областях природоведения, мы все еще мало знаем о природе как целом, а грандиозные свершения в сфере преобразования природы, которые строго соответствуют рекомендациям специальных наук, нередко приводят к неожиданным и даже опасным последствиям для природы в целом.

С этой точки зрения древние, не успев еще расчленить свои знания о природе на отдельные науки, чувствовали природу как целое, пожалуй, не хуже нас, а энциклопедисты и натурфилософы понимали необходимость целостного воссоединения всего знания в одном человеке или в одной науке. Этому учит и теория систем, первейшей заповедью которой является утверждение о том, что сумма свойств частей не есть свойство целого, т.е. что простая сумма знаний, добытых всеми науками о природе, не есть знание о природе как целом. Таким обобщающим знанием должно быть мировоззрение, которое, хотя и формируется на базе специальных знаний, но не является простой их суммой, а представляет продукт сложного синтеза, диалектическое единство наук, где центральное место занимает философия — носительница целостного знания о мире. Однако для успешного выполнения этих своих функций в наше время ей необходимо сближение с натурфилософией в языке и символике.

Ранее проводимые качественные исследования закономерности целостности (эмерджентности) всегда уделяли большое внимание изучению причин изменения свойств системы по сравнению со свойствами составляющих ее элементов. Соотношение (%%C=J\cap H%% или %%C=J\cdot H%%) позволяет указать на взаимное содержание %%C_В%% как на непосредственный носитель целостности. Системы можно сравнивать между собой по всем видам сложности. Можно говорить о различной сложности системы в целом. Можно сравнивать суммарные возможности элементов разных систем, сопоставлять как бы общую сложность конструкций, оценивая %%C_В%%.

При различной сложности элементных баз сравнительный анализ с использованием оценок %%C_В%% может дать неверный результат, поскольку %%C_В%% простой схемы (структуры) с большим числом элементов может оказаться таким же, как у сложной схемы (структуры) с малым числом элементов, но с сильными и сложными связями между ними.

На рис. 3.1 приведен упрощенный пример сравнительного анализа иерархических структур, которые могут отображать либо схемы коммутаций верхнего узла технической системы с элементами нижнего уровня, либо варианты организационной структуры системы управления, включающие разное число заместителей директора (второй сверху уровень иерархии) и подчиненных им управленческих подразделений.

Рис. 3.1

Предположим, что целью всех этих структур является выбор из восьми элементов нижнего уровня структур. При наличии элемента, способного осуществлять выбор из восьми, задача решается с помощью этого элемента, приведенного на рис. 3.1, а.

Если же такого элемента не существует, то задачу можно решить с помощью элементов, обладающих меньшими способностями, — ключей с переключениями для выбора из четырех или двух положений либо помощников, распределяющих между собой ответственность за выбор исполнителей решения (варианты структур приведены на рис. 3.1, б — д).

Основные понятия дискретных информационных моделей3.4. Особенности моделей диалектической логики