Материал предоставлен https://it.rfei.ru

3.2. Дискретные информационные модели

Система как дискретная модель непрерывного бытия

Хотя системные исследования привлекли особое внимание специалистов различных областей знаний лишь во второй половине ХХ в., нельзя сказать, что системность была открыта в эти годы. Дело в том, что теория систем взялась изучать древнюю, как мир, проблему взаимодействия части и целого, диалектику этого взаимодействия, которую не обходила вниманием ни одна философская концепция.

Это обстоятельство породило даже некоторую конкуренцию на ниве системологии между профессиональными философами и представителями специальных наук. Первые (по крайней мере, некоторые из них) были склонны отрицать системологию как самостоятельную науку, поскольку-де она занимается философской проблемой (философия во все времена играла роль науки наук, обеспечивая их интеграцию и сохранение целостности), либо отлучать ее от философии, поскольку системология прибегает к использованию математического аппарата, якобы чуждого философии. И напротив, некоторые системологи стали претендовать на то, что теория систем является неким философским откровением и даже способна заменить собой традиционные философские системы.

Признавая, что математизация придает системологии особый статус, нельзя игнорировать, во-первых, тот факт, что системология занимается не какой-то общенаучной, а философской проблемой, изучая структуру отражения материи в нашем сознании, и во-вторых, эта особенность, по-видимому, преходяща, поскольку раньше или позже и другие разделы философии будут вооружены математикой с целью придания им действенности и привязки к конкретной социальной практике.

Особое место занимают материальные продукты человеческого труда — машины, приборы, технические комплексы, которые собираются из деталей, узлов и т.д., изготовленных отдельно и какое-то время существующих вне связи друг с другом. Эти машины представляют собой системы деталей и узлов, поскольку являются продуктом нашего сознания и воплощают в себе способ нашего отражения возможностей объективной реальности в осуществлении тех или иных функций, т.е. воплощают нашу же дискретную логику.

Таким образом, материальные продукты сознательной человеческой деятельности, с одной стороны, — системы, если иметь в виду сознательно воплощенную в них логику функционирования, но, с другой стороны, они континуальная целостность, если рассматривать их онтологически вне связи с представлениями их создателей.

Итак, система — это способ воспроизведения и отражения континуальной целостности средствами нашего сознания, нашей логики. Другими словами, система — это дискретная модель непрерывного бытия.

Как и всякая модель, система может быть представлена:

  • физической моделью, когда она чувственно (по данным наших органов чувств и измерительных средств) подобна моделируемому объекту;
  • логической (в том числе математической) моделью, когда ее логика подобна логике моделируемого объекта;
  • имитационной (прагматической) моделью, когда только ее целостное поведение (выход) аналогично моделируемому объекту.

Имитационные системы являются обычно частными моделями, не претендующими на адекватность исходному объекту во всех отношениях. Физические и логические модели, напротив, претендуют на адекватность отражения исходного объекта как в целом, так и в деталях, и даже приписывают свою системную структуру моделируемому объекту, что является распространенным заблуждением.

3.1. Основные понятия информационного подходаОсновные понятия дискретных информационных моделей