Если фирма намерена работать на обширном географическом рынке, например в европейской части России, то перед ней неизбежно встает вопрос об учете транспортных издержек в конечной пене продукции. Он может быть решен несколькими способами.
Самый простой — установление цены в месте происхождения товара, например в Санкт-Петербурге. Учет и покрытие транспортных издержек ложится, таким образом, на плечи торговой сети, а перед конкурентами открывается соблазнительная возможность наладить аналогичное производство где-нибудь поближе к потребителю, например в Волгограде.
Другой способ — рассчитать средние издержки по доставке продукции и включить их в цену, установив, таким образом, единую национальную цену для всех. Это понравится потребителям из отдаленных регионов (Астрахань, Ставрополь), но может не понравиться местным покупателям (Санкт-Петербург, Новгород, Псков), которые будут вынуждены покрывать из своего кармана часть расходов по транспортировке товара на большие расстояния.
Третий способ — установление зональных цен. Такой опыт имелся и в Советском Союзе. Например, в первую зону может войти Север России, во вторую — Центр, в третью — Юг, Волга и Урал. Им активно пользуются интернет-магазины.
Четвертый состоит в том, чтобы выбрать базисный пункт, например Нижний Новгород, и включать в цену стоимость доставки из этого пункта. Это понравится потребителям в Поволжье, но может не понравиться петербуржцам.
Наконец, производитель может взять на себя расходы по доставке товара потребителю, и это, безусловно, будет сильным ходом в конкурентной борьбе.
Подводя итоги всему выше сказанному о ценах и ценообразовании, для своего бизнес-плана вам следует ответить на следующие основные вопросы:
«Справедливость» цен и структура издержек | Методы распространения товаров (услуг) |