Наряду с финансовым планом план маркетинга является одним из наиболее важных разделов бизнес-плана. Именно от его реализации зависит, насколько хорошо потребитель воспримет товар (услугу), для которого разрабатывается бизнес-план.
Если финансовый план должен убедить потребителя бизнес-плана (внутреннего либо внешнего) в том, что в случае реализации план обеспечит высокую рентабельность инвестиций, план маркетинга должен убедить потребителя в том, что комплекс маркетинга, описанный в этом разделе, окажется действенным и что товар (услуга) будет иметь отличительные черты, которые позволят принять покупательское решение.
Необходимо помнить о том, что план маркетинга — это механизм, который связывает все звенья цепи создания ценности от идеи до доставки товара конечному потребителю. План маркетинга, как это может показаться на первый взгляд, состоит из четырех основополагающих понятий:
1) товар,
2) цена,
3) распределение,
4) продвижение.
Однако нужно понимать, что так называемый маркетинговый “микс” — это простой инструмент, на котором сложно играть. Разработка правильного комплекса маркетинга представляет собой стратегическую задачу, определяющую будущее товара (услуги), для которого составляется бизнес-план. Нужно всегда помнить, что ни одна из составляющих маркетингового “микса” сама по себе не может обеспечить успех, который возможен только в комплексе.
Например, даже на высококонкурентных рынках снижение цены само по себе не гарантирует увеличения продаж, так как без остальных составляющих комплекса маркетинга (восприятия товара, присутствия в каналах распределения и продвижения) более низкая цена на товар по сравнению с ценами на товары конкурентов может быть воспринята потребителями не как выгодное предложение, а как скидка на менее качественный товар. Для того чтобы разработать убедительный план маркетинга, необходимо знать и уметь использовать все, что описывается в данной главе.
Практическое задание "SWOT-анализ" | Описание товара (услуги) |