Материал предоставлен https://it.rfei.ru

Анализ чувствительности решения

Анализ чувствительности решения позволяет определить границы, при которых преимущественная альтернатива меняется на другую. При этом определяется, до каких пор избранная альтернатива остается и дальше оптимальной при изменении одного или более значений, положенных в основу решения. Для анализа используются два подхода:

  • метод критического значения;
  • метод анализа отклонений.

При использовании метода критического значения определяется, при каких параметрах внешней среды преимущественная альтернатива меняется на другую. Для этого определенный параметр внешней среды варьируется до тех пор, пока решение, бывшее до сих пор оптимальным, не оказывается уже таковым. Это значение параметра называют критическим.

Если превышение критического значения может рассматриваться как маловероятное, то принятое решение может считаться робастным (устойчивым). И наоборот, решение называют чувствительным, если уже при незначительных отклонениях значений внешней среды следовало бы предпочесть другую альтернативу. Эту информацию ЛПР может применить как при оценке риска при принятии решения, так и в процессе последующего контроллинга. Если параметры среды приближаются к критическим значениям, то нужно будет оценить, не следует ли откорректировать решение или предпринять некоторые дополнительные меры.

Для случая двух возможных вариантов условий (состояний среды) имеется простой способ анализа чувствительности решения. Способ позволяет определить уровень вероятности, за которым выбор варианта не меняется. К примеру, если имеется ряд альтернатив А1 – А3 и два варианта условий Р1 и Р2 (табл. 31), то анализ чувствительности может быть выполнен графически (рис. 17).

Таблица 31. К анализу чувствительности решения

Альтернативы/Состояния среды Р1Р2
А14 12
А2 162
А3128

Рисунок 17. Анализ чувствительности решения

Гибкое планирование

На практике наряду с анализом чувствительности решения применяется также гибкое планирование. Оно особенно рационально в случае сложных многоступенчатых решений.

Например, решение о выходе с новым продуктом на новые рынки начинается с решения о разработке прототипа изделия. Это решение принимается уже сегодня с учетом некоторых предварительных соображений о будущем рынке. Само решение о выходе на рынок принимается (возможно, тоже в несколько ступеней) окончательно уже на стадии, когда имеется достаточно полная информация о продукте, результаты продажи на ограниченном рынке, результаты опроса потребителей и т.д. Аналогично в несколько ступеней может рассматриваться решение о строительстве нового предприятия и др. (рис. 18).

Рис. 18. Дерево решений с двумя точками решения

Принятие решений в условиях рискаПрогнозирование