Споры о том, какая поисковая машина лучше, иногда напоминают религиозные войны. Придется и нам уделить этому вопросу несколько строк.
Поисковые машины отличаются друг от друга набором своих возможностей, функциональностью, удобством. Подавляющее большинство из них, например Google, Yahoo!, «Яндекс», Mail.ru, «Рамблер» и так далее, уже перешагнули границу между простым поисковиком и порталом, они занялись созданием большого количества самых разнообразных сервисов, призванных удовлетворить все потребности любого пользователя и удержать его на портале.
Здесь заложен некий идеологический конфликт между моделью поисковика (когда нужно добиться, чтобы пользователь как можно быстрее ушел с сайта, сразу найдя нужное) и моделью портала, когда хочется удержать пользователя как можно дольше, но похоже, что выбор в пользу «портальности» в мировом масштабе уже сделан.
Даже Google, долгое время сохранявший узкофокусированную модель бизнеса лучшего поисковика в мире и щеголявший строгим минималистским дизайном (одна поисковая строка на странице), начал двигаться в сторону «портальности», выпуская множество сервисов в год.
Сейчас практически все поисковики кроме поиска показывают каталог сайтов, погоду, курсы валют, карты, ТВ-программы, киноафишу и пр. В этом смысле сравнивать поисковики между собой совершенно бессмысленно — каждый пользователь выбирает наиболее удобный набор сервисов, и здесь нет товарищей на вкус и цвет.
Что касается собственно поисковых машин в составе этих порталов, то они также могут значительно отличаться количеством документов в базе, возможностями поиска в дополнительных базах (поиск картинок, видео, новостей или по блогам энциклопедиям) частотой обновления данных и т. д.
Например, глобальные поисковики ищут по всей мировой сети, а отечественные поисковики в основном — только по Рунету. Зато отечественные поисковики находят больше документов на русском языке, поскольку лучше знают структуру Рунета и правильнее справляются с русским языком.
Что лучше? Это в значительной степени зависит от задач пользователя. Тут тоже очень много параметров и различных возможностей. Поэтому выбор поисковика по душе очень зависит от разных социальных факторов: известности бренда, объема рекламы, удобства и т. п. Другими словами, от того, сколько сил и средств владельцы поисковика вложили в маркетинг, удобство и дизайн.
Но, казалось бы, поисковики как минимум должны отличаться друг от друга своим главным свойством — релевантностью.
К сожалению, этот вопрос не имеет большого смысла, и вот почему.
Как говорилось выше, запросы бывают нескольких типов, а все поисковые машины имеют свои особенности в обработке разных типов запросов. Кроме того, пользователи имеют свои индивидуальные пристрастия к определенным типам запросов. Как же тогда объективно оценить качество?
Если, например, пользователь склонен работать с мелочами и большими объемами информации, он будет уверен, что Google — лучший. Поскольку качество поиска внутренних страниц сайтов у Google выше. А если пользователь, допустим, чаще ищет адреса местных фирм, он предпочтет «Яндекс» за качество регионального навигационного поиска. И оба будут спорить до хрипоты, поскольку чувствуют, что их любимая поисковая машина — лучше.
Вы можете посмотреть сравнение основных поисковиков Рунета по полутора десяткам параметров качества (качество обработки навигационных и информационных запросов, уровень спама, наличие порнографии, давление оптимизаторов, актуальность индекса и т. п.) на сайте www.AnalyzeThis.ru. Это независимый тест поисковиков, который также выводит общий (сводный) показатель качества.
Существуют, конечно, формальные тесты релевантности поисковых машин, но и они никого из обычных пользователей не убеждают. Если Google постоянно находит то, что вам нужно, а «Яндекс» — нет, и все ваши знакомые с вами согласны, то при чем тут тесты?
Казалось бы, тогда наиболее объективным внешним показателем должна быть посещаемость поисковика — ведь если поисковик более популярен, то он лучше? Но тут вступают в действие те самые социальные факторы: бренд, маркетинг, удобство, привычка — и окончательно запутывают картину. Почему популярен тот или иной поисковик — только благодаря качеству или также из-за хорошего маркетинга?
На самом деле для вас, как для владельца сайта, это вообще не имеет значения.
Ссылочное ранжирование на современном рынке | Главный критерий |