Материал предоставлен https://it.rfei.ru

Погоня за талантами

Фирмы признают, что талантливые специалисты высоко востребованы. Формирование совокупности нужных профессиональных качеств и их оценка требуют решения четырех разных задач:

  • повышения числа профессионально подготовленных людей;
  • критического отношения к отраслевым нормам выполнения работ, чтобы для эффективного выполнения этих видов работ можно было использовать (после соответствующей подготовки) людей с более низкими уровнями навыков и умений;
  • привлечения повышенного внимания к вашей фирме и тем навыкам и умениям, которые вам требуются;
  • разделения работ на отдельные составляющие и выделения тех частей, которые могут выполнить люди с небольшой профессиональной подготовкой.

Мы видим, что ведущие в этой области фирмы уже используют все эти стратегии.

Например, уже известная вам ICICI может не ожидать, когда университеты в Индии выпустят специалистов, которых она затем пригласит для комплектации возрастающего числа своих филиалов и выполнения работ, входящих во все более «толстый» портфель их продуктов. В партнерстве с самым крупным институтом страны по профессиональной подготовке специалистов в компьютерной области компания ICICI все более широко применяет программу сертификации, помогающую ей выявлять выпускников самых разных колледжей — от научных и математических до гуманитарных. ICICI предложила содержательную часть этих курсов, а институт — методологию профессиональной подготовки. Для реализации этой программы была задействована обширная сеть из тысяч центров по профессиональной подготовке людей. Эти центры, расположенные по всей стране, и до этого сотрудничали с институтом. Его выпускники могут обращаться в любой банк по своему выбору. ICICI подготовила большую группу людей с хорошей профессиональной подготовкой и (это вряд ли нужно объяснять) предложила работу лучшим выпускникам по этим программам. За последние два года численность персонала ICICI выросла с 18 000 до 38 000 человек.

Менеджеры, испытывающие серьезную нехватку профессионалов, пересматривают прежние представления о том, какие навыки и умения нужны для выполнения определенных видов работ.

Например, TCS и другие индийские фирмы, специализирующиеся на программном обеспечении, из-за динамичного роста этой отрасли в Индии столкнулись с серьезной нехваткой специалистов. Эти фирмы пригласили к себе ряд выпускников с естественнонаучных и коммерческих факультетов (не ограничиваясь выпускниками инженерных факультетов) для тестирования прикладного программного обеспечения. Поскольку тестирование программ — это последовательность хорошо сформулированных задач с установленными исходными и выходными параметрами, менеджеры этих фирм решили, что для тестирования им не нужны специалисты по программному обеспечению. Издержки на привлечение к решению этих задач выпускников естественно-научных и коммерческих факультетов составляют примерно треть от использования для этих же работ инженеров-программистов. Кроме того, во многих случаях качество тестирования программного обеспечения даже повышается.

Поиск профессионалов также может побудить фирмы пересмотреть свои приемы и подходы к привлечению талантливых людей.

Например, один из крупнейших в Индии поставщиков программного обеспечения на экспорт Satyam Computers, расположенный в Хайдарабаде, проводит эксперимент с использованием персонала из индийских деревень. Для ведущих индийских программистских фирм, которые каждый год нанимают на работу десятки тысяч людей, процесс найма оказывается довольно сложным. Эти фирмы после размещения объявления о вакантных местах обычно получают почти миллион заявлений. Поэтому даже первоначальный отбор претендентов может потребовать много времени и средств. Чтобы справиться с ним, компания создала процесс отбора резюме, который проводится на нижнем уровне ее модульной структуры, и установила для каждой задачи четко сформулированные правила. Например, в качестве отдельных задач выделены поиск таких ключевых слов, как Java или .net, и определение опыта претендента, выраженного в трудовом стаже или в размере последней заработной платы.

Для поиска этих ключевых слов в резюме, представленных в цифровом виде, компания Satyam наняла несколько выпускников средней школы и создала базу данных претендентов, которыми могут пользоваться менеджеры Satyam, отправляя в нее запросы при возникновении у них потребностях в специалистах. Издержки работы сотрудника такого центра в деревне составляют менее 1 долл. в день. После этого успешного шага Satyam теперь проводит эксперимент с выполнением в деревнях традиционных бухгалтерских бизнес-процессов.

Из этих примеров понятно, что фирмы пытаются использовать самые разные подходы, чтобы создать пул талантов. Однако указанных действий недостаточно. Менеджерам необходимо знать, насколько каждый человек умеет работать в стрессовом состоянии, в разных временных зонах, дистанционно и взаимодействовать с представителями разных культур. Поэтому критичными исходными данными для системы является опыт прошлого участия в проектах.

Одна исследовательская аутсорсинговая фирма Evalueserve разработала систему повышения производительности труда людей как членов команды. Большинство видов работ, выполняемых в компании, относится к краткосрочным проектам, например проведение в Испании рыночного исследования по конкретному продукту. Это задание может предусматривать проведение телефонных собеседований и «исследований за столом». Компания Evalueserve может выделить команду из шести человек, которая будет заниматься этим заданием в течение недели. В конце недели все члены команды получат круговую оценку (по методу «360 градусов»). Каждый человек за год по системе обратной связи может получить 30 отдельных оценок, благодаря чему имеет место постоянный поток данных, которые этот человек может использовать для улучшения своих результатов. Это, конечно, повышает его возможности для сотрудничества и эффективной работы в составе команды. Кроме того, такой вариант обеспечивает адекватную обратную связь, позволяющую узнать о сильных и слабых сторонах этого человека как члена команды.

Другие фирмы, в частности Perot Systems и 24/7 Customer, делают то же самое. Во многих случаях операторы колл-центра по каналу обратной связи ежедневно получают сведения о результатах своей работы. Разумеется, этот процесс не должен ограничиваться лишь операторами колл-центров или менеджерами низших уровней, а охватывать всю организацию.

Более того, система должна «уметь» в любой момент времени сообщать менеджерам, насколько занят каждый сотрудник и в каких проектах он участвует. Такая информация поможет менеджерам принимать решения о перераспределении кадрового ресурса в режиме реального времени. Например, если идеальный член команды тратит 100% своего времени на другие проекты, менеджерам придется выбирать второго из наиболее подходящих специалистов для следующего проекта либо очень оперативно пересматривать приоритеты проектов. Эта задача может быть более трудной, чем кажется, так как «перемещение» человека из проекта в проект, когда первый еще не закончен, нежелательно и обычно не оправдывает себя на практике.

Руководство фирмы при перераспределении людей в составе рабочих команд и поручении им заданий может действовать более гибко, если создаст прозрачную систему управления кадровым ресурсом, как это показано на рис. 7.2.

Рис. 7.2 Шаги при создании прозрачной системы управления кадровым ресурсом

Такая система позволяет менеджерам оценить доступный для них пул профессиональных качеств, имеющийся в компании. Возможно, аналогичный процесс потребуется и для оценки специалистов, привлекаемых со стороны. Поставщики кадрового ресурса могут иметь группы предварительно протестированных работников, а компания-заказчик может выборочно оценить отдельных представителей этих групп. Однако законы о конфиденциальности, действующие в некоторых регионах, не позволяют достичь такого идеального решения. До сих пор высказываются противоречивые мнения о том. какие аспекты личностного профиля организация может предоставлять другим сотрудникам и как может использоваться эта информация. В то же время большую часть информации, требуемой в этом случае, можно получить, используя явные знания, которыми обладают заинтересованные люди.

Такой подход к созданию прозрачной системы управления кадровым ресурсом предполагает, что основной единицей анализа организации или ее основным строительным блоком является отдельный человек. Именно знания, навыки, умения и способности каждого человека, чьи профессиональные качества используются в структуре управления персоналом, позволяют системе обеспечивать создание ценности в модели N = 1 и R = G. Бизнес-процессы, лежащие в основе такой системы, обеспечивают доступность, прозрачность и возможность постоянно менять структуру кадрового ресурса в проектных командах, а также измерять показатели работы членов этих команд.

Глобальный поиск нужных специалистовСоздание организации типа VELCRO