Материал предоставлен https://it.rfei.ru

Компании Apple, Google, eBay, Amazon и др.

Компания Apple также использует модель создания ценности с параметрами N = 1 и R = G. Давайте познакомимся с тем, как эта компания вышла на рынок цифровой музыки, используя для этого плеер iPod и программное обеспечение iTunes. Возможность iPod хранить тысячи песен позволяет отдельным пользователям индивидуально составлять конкретные списки произведений, исполняемых в зависимости от времени суток и их настроения, независимо оттого, где они находятся: в парке, гимнастическом зале, дома или в машине по дороге на работу. Отдельные пользователи также могут чередовать по собственному выбору музыку с новостными передачами и получать другую полезную информацию.

Фактически это позволяет каждому из нас принять участие в формировании собственного индивидуального мира (N = 1). Компания Apple контролирует более 80% рынка цифровой музыки, объем которого уже сейчас составляет около 6 млрд долл. и в скором времени вырастет почти на 100%.

Давайте рассмотрим ресурсную базу компании Apple. Музыкальный контент она получает как от крупных и небольших фирм, работающих в музыкальной отрасли, так и от нескольких независимых исполнителей. Подкастинг (автоматизированный сбор МРЗ-аудиофайлов с сайтов) контента новостей и другой информации происходит при взаимодействии с традиционными медийными средствами, а также с отдельными людьми и фирмами. Плеер iPod производится совместно с партнерами, расположенными в разных странах. Так, например, для iPod пятого поколения драйверы дисковода на 30 Гбайт делает Toshiba, дисплейные модули - Matsushita и Toshiba в Японии, память (SDRAM) - Samsung в Корее, видеопроцессоры - Broadcom в США. Окончательной сборкой продукта занимается тайваньская фирма Inventec на своем предприятии, расположенном в Китае. В то же время компания Apple с гордостью заявляет, что ее iPod «спроектирован в Калифорнии».

Компания Apple не производит устройств и не создает музыку, которую продает. Но она планирует добиться успеха в области формирования индивидуального подхода к просмотру кинофильмов и видеоизображений, используя такие новые продукты, как видеоустройства iPods, iPhone и AppleTV. Apple уже фактически является компанией, которая создает ценности с параметрами N = 1 и R = G, используя в качестве рычага глобальную ресурсную сеть. Последняя позволяет ей совместно с потребителями создавать уникальный опыт, нужный каждому из них. О чем здесь можно говорить: об инновации в продукте или в процессе?

Дальше мы рассмотрим опыт множества других фирм и отраслей, проводящих преобразования на разных уровнях. Из анализа опыта известных всему миру брендов, начиная с Google и до Facebook, eBay, Amazon и Starbucks, мы также узнаем, как эти бренды используются для обслуживания одного потребителя в течение определенного времени и позволяют их пользователям индивидуализировать взаимодействие с этими компаниями с помощью предоставляемых им для этого информационных технологий. Эти бренды участвуют в создании новых бенчмаркинговых показателей, применяемых для эффективного использования бизнес-процессов.

Продавец на аукционе eBay теперь может воспользоваться логистической поддержкой компании Amazon.com. Благодаря этому eBay и Amazon. com получают больше возможностей для обслуживания одного потребителя. Чтобы обслужить одного потребителя лучше, они постоянно ищут необходимые ресурсы у широкого круга фирм. Amazon. com начала сдавать в коммерческий лизинг мощности своей инфраструктуры небольшим фирмам, которые могут воспользоваться ею для производства своих товаров и услуг, предназначенных для их потребителей.

Если бы только новые виды бизнеса переходили к варианту создания индивидуального опыта с привлечением к этому процессу потребителей и формирования сетей поставщиков, помогающих создавать этот опыт, мы могли бы эту тенденцию игнорировать, считая, что для традиционного ведения бизнеса она не подходит. Но хорошо известно, что это движение, наблюдаемое в онлайновых медийных средствах, позволяет получить новые знания о потребителях и ставить цели лучше, чем традиционные модели рекламы.

Прежние модели строились на агрегированных целях, a Facebook и Google предложили организациям возможность, которая помогает им понимать запросы индивидуальных потребителей (N = 1), основываясь на профилях их интересов и сообществ, членами которых они состоят.

Эта информация позволяет компаниям обращаться к конкретным людям с конкретными предложениями. Если уж такие традиционные виды бизнеса, как производство шин, обуви, кинофильмы, развлечения, реклама, страхование жизни и недвижимости, страхование здоровья длительно болеющих людей, начинают трансформироваться, то вам как менеджеру необходимо «остановиться» и задать себе вопрос: «Чем в этом отношении отличается мой бизнес?»

Есть подозрение, что ваш бизнес на самом деле ничем не отличается от перечисленных выше. Везде — от производства цемента до реактивных двигателей, образования и здравоохранения, от детских игрушек до доставки вам домой или в офис посылок компанией UPS, все отрасли переживают эту трансформацию. Если менеджеры не признают этой тенденции и не организуют свою структуру так, чтобы конкурировать в новых условиях, они окажутся среди отстающих. У этой трансформации нет альтернативы.

Какие ключевые элементы этой трансформации можно выделить на основе уже приведенных примеров? Их пять.

  1. Ценность смещается и переходит от продуктов к решениям и взаимодействию. В этом новом мире категории Ь2Ь и Ь2с сольются друг с другом (N = 1).
  2. Ни одна компания не обладает всеми ресурсами, требуемыми для создания уникального индивидуального предложения. Поэтому все компании должны получить доступ к специалистам, компонентам, товарам и ресурсам, имеющимся в лучших источниках (R = G).
  3. Существующие внутренние системы управления могут стать препятствием. Для успеха трансформации требуются гибкие системы, и поэтому их необходимо разработать.
  4. Ресурсы в экосистеме должны постоянно перекомпоновываться.
  5. Нужно разработать такие модели, чтобы компания могла сконцентрироваться на взаимодействии с каждым из миллионов потребителей.

Конкурентная среда меняется, переходя при создании ценности от ориентированной на продукт перспективы (например, шин) к ориентированной на опыт (например, к ценообразованию на основе аналитических данных и водительских привычек, влияющих на износ автомобильных шин).

Например, мы переходим от сегмента потребителей — весь класс 8 пользователей грузовиками (тягач с прицепом) — к одному водителю (потребителю), рассматриваемому в конкретное время. Теперь мы можем целенаправленно уделить внимание Джо, который водит автомобиль класса 8 на маршруте от Копенгагена до Мадрида, и учитывать водительские привычки именно этого человека. Новым для создания ценности является переход от владения фирмой всеми необходимыми ресурсами (как это имеет место при вертикальной интеграции, когда компания может владеть своими поставщиками) к варианту, при котором фирма полагается на широкий круг поставщиков, которые ее обслуживают.

Например, финская обувная фирма, сделавшая ставку на вариант N = 1, зависит от итальянских дизайнеров, эстонских фабрик и финских поставщиков сканеров и программного обеспечения. Ресурсы, как мы видим, поступают из самых разных источников. В мире с параметрами N = 1 и R = G важнейшим элементом обслуживания становится постоянная перекомпоновка ресурсов.

Чтобы управлять в таком мире, фирмы должны глубоко понять суть внутренних препятствий, мешающих преобразованиям. Часто в виде этих барьеров выступают, как мы это уже видели на примере компании ING, прежние информационные, коммуникационные и технологические системы (ИКТ). До тех пор пока компания не устранит ограничения, препятствующие конкурентным инновациям в ее бизнес-процессах и аналитических инструментах, применяемых в реальном времени, изменить суть бизнес-модели невозможно.

Страховые компанииРазработка новых принципов инноваций