Материал предоставлен https://it.rfei.ru

ТРИЗ и АРИЗ Г. С. Альтшуллера

Большинство рассмотренных выше подходов предполагают поиск решений методом проб и ошибок, при котором появляется масса «пустых» проб, которые приходится отсеивать, затрачивая большое количество времени. Основная идея Г.С. Альтшуллера заключается в том, что поиск решения осуществляется в строгой логической последовательности на основе законов развития технических (и иных) систем.

Первая публикация по теории решения изобретательских задач (ТРИЗ) относится к 1956 г. В основу ТРИЗ положены законы материалистической диалектики, общие законы развития систем, законы, выявленные на основе изучения исторических тенденций развития техники, а также некоторые аналоги биологических законов. Законы проверялись, уточнялись и детализировались на основе анализа больших массивов патентной информации, включавших десятки и сотни тысяч отобранных патентов и авторских свидетельств.

Сложившаяся система законов включает:

  • закон полноты частей системы: необходимым условием принципиальной жизнеспособности технической системы является наличие и минимальная работоспособность основных частей системы; чтобы техническая система была управляемой, необходимо, чтобы хотя бы одна ее часть была управляемой;
  • закон «энергетической проводимости» системы: необходимым условием принципиальной жизнеспособности технической системы является сквозной проход энергии по всем частям системы; чтобы часть технической системы была управляемой, необходимо обеспечить энергетическую проводимость между этой частью и органами управления;
  • закон согласования ритмики частей системы: необходимым условием принципиальной жизнеспособности технической системы является согласование ритмики (частоты колебаний, периодичности) всех частей системы;
  • закон увеличения степени идеальности системы: развитие всех систем идет в направлении увеличения степени идеальности;
  • закон неравномерности развития частей системы: развитие частей системы идет неравномерно; чем сложнее система, тем неравномернее развитие ее частей;
  • закон перехода в надсистему: исчерпав возможности развития, система включается в надсистему в качестве одной из частей; при этом дальнейшее развитие идет на уровне надсистемы;
  • закон перехода с макроуровня на микроуровень: развитие рабочих органов системы идет сначала на макро-, а затем на микроуровне;

Рисунок 13. Закон S-образного развития

  • закон увеличения степени вепольности: развитие технических систем идет в направлении увеличения степени вепольности (веполь – от слов «вещество» и «поле» – условная модель технической системы, которая отражает только одно, но главное для данной задачи свойство системы);
  • закон S-образного развития (рис. 13).

Важное значение в ТРИЗ имеет упорядоченный и постоянно пополняемый информационный фонд: указатели применения физических, химических и геометрических эффектов, банк типовых приемов устранения технических и физических противоречий. ТРИЗ возникла в технической сфере, потому что здесь мог быть использован мощный патентный фонд, который и послужил фундаментом теории. В то же время развитие других сфер – научной, социальной, сферы искусства – подчинено сходным закономерностям. Поэтому многие идеи и технологии ТРИЗ могут быть использованы для решения нетехнических творческих задач.

Теоретическая база ТРИЗ непрерывно развивается благодаря деятельности Фонда Г.С. Альтшуллера. Одновременно развиваются и рабочие инструменты совершенствования систем и построения новых систем – алгоритм решения изобретательских задач (АРИЗ) и система изобретательских стандартов.

АРИЗ-85-В, последняя из разработанных при личном участии Г.С. Альтшуллера версий АРИЗа, включает девять основных частей и ряд приложений:

1) анализ задачи;

2) анализ модели задачи;

3) определение ИКР (образа идеального конечного результата, решения) и формулировка противоречия, мешающего его достичь;

4) мобилизация и применение ВПР (вещественно-полевых ресурсов);

5) применение информационного фонда ТРИЗ;

6) изменение или замена задачи;

7) анализ способа устранения физического противоречия;

8) применени еполученного ответа;

9) анализ хода решения.

Техника аналогийКреативные техники: шляпы, опросники, слова-раздражители