Материал предоставлен https://it.rfei.ru

Креативные техники: мозговой штурм

Творчеству полезны тупики:

боли и бессилия ожог

разуму и страху вопреки

душу вынуждают на прыжок.

И. Губерман

Мозговой штурм

«Мозговой штурм» или «мозговая атака» (англ. – brainstorming) – это средство получения от группы лиц большого количества идей за короткий промежуток времени.

Методика мозгового штурма является одной из самых старых и часто применяемых творческих техник. Она была впервые предложена А. Осборном в 1957 г. Целью ее было создание таких предпосылок, чтобы группа незакомплексованных людей, имеющих опыт и знания в различных областях, без предубеждений генерировала идеи и чтобы высказанные мысли возбуждали к появлению новых предложений.

Метод базируется на ассоциациях, т.е. на воспоминаниях и связях мыслей, которые до сих пор в таком сочетании не рассматривались или не осознавались. Поразительна производительность этого метода. Считается за норму, если в течение 1,5 часов группа продуцирует до сотни идей.

Основные этапы мозговой атаки сводятся к следующему.

  1. Формирование группы. Создается креативная (творческая) группа с руководителем численностью от 5 до 15 человек. Группа менее 5 человек имеет ограниченный спектр взглядов и опыта и поэтому неспособна cгенерировать достаточно много разных идей. При численности более 15 человек эффективность также снижается, поскольку затрудняется коммуникация, и у части членов группы возникают пассивность и отчуждение.

Группа не должна состоять из одних специалистов, особенно одного направления. Важно, чтобы были представлены различные области знаний и деятельности, при этом участие людей из других областей знаний может обеспечить обогащение процесса. Лица, обладающие специальными знаниями, слишком искушенные в том или ином деле, нежелательны. Их стремление осмысливать высказываемые идеи в соответствии с имеющимся опытом может сковывать воображение. В группе должно быть всего лишь несколько человек, в полной мере сведущих в рассматриваемой проблеме, чтобы предоставить полный простор воображению участников.

Группа не должна иметь иерархического состава, в нее включают людей примерно одинакового должностного уровня, одинакового социального статуса, чтобы не возникало заторможенности в высказывании мнений, которая может иметь место при оглядке на руководителя более высокого ранга или на своих подчиненных.

Обсуждение проблемы должно происходить в комфортной и непринужденной обстановке. Кресла должны быть расположены по кругу. Стол не обязателен. Необходимо иметь две-три классных доски.

2. Руководитель группы (модератор) предварительно должен проработать проблему путем индивидуальных приемов. Такая подготовительная работа дает ему возможность оценить суть проблемы и сделать вывод о главных направлениях групповой работы.

Руководитель должен быть инициативен только в организационном плане (приглашение, формирование состава, длительность, подведение итогов). Перед началом собственно мозговой атаки он рассказывает сущность метода (если он известен не всем участникам), разъясняет правила действий участников, разъясняет проблему, а во время работы следит за соблюдением правил игры и прежде всего за сохранением непринужденной атмосферы. Этого он может достичь, если в начале выдвинет несколько абсурдно звучащих идей. Может быть полезным также приведение примеров из предшествующих мозговых атак. Однако он ни в коем случае не должен играть руководящую роль в самом процессе генерации идей. Модератор должен пресекать критику выдвигаемых идей. Для фиксации идей он должен выбрать одного или двух человек.

3. Проведение мозговой атаки

  • Рекомендуется проблему записать на доске.
  • Все участники должны преодолеть торможение свободного высказывания любых идей, как бы абсурдно они ни звучали. Ничто ими не должно восприниматься как глупое, компрометирующее или уже известное.
  • Никто не должен критиковать сказанное или произносить «убийственные» фразы типа: «Уже проходили!», «Давно известно», «Козе понятно!» и т.д.
  • Высказанные идеи должны подхватываться другими, развиваться и дополняться. Группа идей может комбинироваться и выдвигаться в виде новой идеи.
  • Все идеи записываются (желательно на доске), зарисовываются в форме эскизов или регистрируются магнитофоном.
  • Предложения должны звучать достаточно конкретно, чтобы улавливалась связь с решаемой проблемой.
  • На первом этапе возможность реализации идей не учитывается.
  • Если возникает пауза с выдвижением новых идей, ведущий просит участников поразмыслить над проблемой, посмотреть на доску. После паузы обычно происходит новая вспышка идей. Если таковой не наступает, ведущий выдает бланки с вопросами (предварительно им подготовленные), ответы на которые обычно порождают новую вспышку.
  • Продолжительность этапа мозговой атаки не должна превышать 30 – 45 минут. Если идей недостаточно, лучше повторить заседание позднее, после получения дополнительной информации или с новым составом.
Прочие логические приемы поиска альтернативных решенийПрочие креативные техники на основе метода проб и ошибок