Материал предоставлен https://it.rfei.ru

Креативные техники: шляпы, опросники, слова-раздражители

Фантастическое путешествие

Этот метод предполагает привлечение информации из нашего подсознания. Порядок работы может быть примерно следующим:

  • должна быть создана непринужденная, раскованная атмосфера;
  • руководитель просит членов группы представить себе поочередно 5 – 8 каких-либо образов, сопровождая их словами «слыша мои слова, Вы чувствуете, как...»;
  • предложите членам группы зайти в ракету, космический корабль, в машину времени и др. Все чувствуют ускорение..., а голос называет даты: 2015 .....2020 и т.д.;
  • на цифре, предположим, 2025 останавливаются и просят выйти и посмотреть вокруг. РФЭИ все еще занимает в рейтингах места в первой десятке дистанционных вузов. Все выпускники свободно владеют одним из иностранных языков, дистанционное образование получило еще более широкое распространение и т.д. (т.е. видят то, что объявляется целью);
  • далее группа опрашивается, как это достигнуто, какие барьеры были преодолены и т.д.;
  • далее просят членов группы запаковать все свои впечатления и собраться в путь;
  • группа садится в машину времени и возвращается назад;
  • далее группе предоставляется время для релаксации;
  • после этого надо найти подходящие формы для «распаковки багажа»: некоторые хотят высказаться, некоторые предпочитают сделать это письменно, некоторые предпочитают помолчать, некоторые критикуют дурацкий подход.

Если преодолеть скептицизм, то таким способом могут быть получены весьма оригинальные решения, в том числе, например, по миссии организации.

«Мыслительные шляпы» и «мыслительные стулья»

Ряд творческих методик основан на воображении. С их помощью пытаются помочь человеку вжиться в определенную ситуацию или войти в роль. Например: «Что бы я по этому поводу сказал, если бы я был двенадцатилетним мальчиком?». Такие творческие методики воспринимаются многими как что-то несерьезное, но они зачастую удивительно эффективны и гибки. К наиболее известным из этих методик относятся три «мыслительных стула», предложенных Уолтом Диснеем, и шесть «мыслительных шляп», предложенных Эдуардом де Боно.

Об Уолте Диснее рассказывают, что во время он работы постоянно входил в три различные роли: мечтателя, реалиста и критика. Он осознанно взял именно полярные роли. Когда он менял роли, он менял и место. Вначале он использовал три различных «мыслительных стула», а позднее даже три разных помещения. Эту стратегию можно использовать, принимая последовательно различные мыслительные позиции и совмещая их с определенным местом, чтобы закрепить эти связи.

Принцип «мыслительных шляп» де Боно функционирует так же, как и «мыслительные стулья», только вместо трех позиций в нем используется шесть. «Мыслительные шляпы» меняются, как правило, быстрее, чем мыслительные стулья, и лучше приспособлены для командной работы.

Применение методики «мыслительных шляп» позволяет избегнуть борьбы позиций и конфронтации членов команды, поскольку все высказывания идут не от конкретной личности, которой приходится защищать свою позицию, а от определенной шляпы. Кроме того, меняя по очереди шляпы, участники вынуждены менять свой образ мыслей. Решающим является то, что каждая шляпа соответствует определенной роли, и тот, на ком она в данный момент, должен в своих предложениях и идеях исходить из этой роли. Пример распределения ролей шляп приведен ниже.

Белая шляпа соответствует белому листу бумаги. Речь идет об информации и фактах. Какую информацию мы имеем? В какой информации мы нуждаемся? Как ее можно получить. Нельзя становиться на чью-либо сторону. Белая шляпа нейтральна.

Красная шляпа соответствует огню и теплу. Речь идет о чувствах и интуиции. Выражайте ваши эмоции по поводу определенной идеи. Что вы чувствуете? Обоснований не дается.

Черная шляпа соответствует критике и сомнениям. Речь идет о том, чтобы избегать ошибок, быть начеку и занимать критическую позицию. Носитель черной шляпы призывает к осторожности, тормозит все полеты фантазии.

Желтая шляпа соответствует солнечному свету. Занимается оптимистическая позиция. Под желтой шляпой вы видите достоинства проекта, размышляете над тем, как его реализовать и какие имеются возможности для усовершенствования.

Зеленая шляпа соответствует вегетации и росту. Речь идет о новых идеях, оригинальности и дальнейших альтернативах. Под зеленой шляпой вы должны быть творческой личностью, должны стремиться привносить новые позиции в дебаты. Зеленая шляпа и является, собственно, творческой шляпой.

Голубая шляпа соответствует голубому небу и перспективе птичьего полета. Речь идет о более широкой точке зрения и объективности. Носитель голубой шляпы заботится об ориентации, устанавливает приоритеты, устанавливает темы обсуждения. Он может призывать другие шляпы, обобщает высказанное, контролирует методы и подходы. Короче, он руководит заседанием.

Вопросник Осборна

С помощью вопросника Осборна можно модернизировать старые известные продукты или усилить слабые идеи. Для этого нужно полностью пройти все десять пунктов и по каждому пункту сгенерировать по крайней мере одну идею.

  1. Сменить применение! Существует ли другая возможность применения? Можно ли эту идею реализовать в другой области?
  2. Приспособить! Что подобно этой идее? Существуют ли параллели? Что можно было бы перенять?
  3. Изменить! Можно ли изменить значение, цвет, движение, размер, форму, звучание, запах и т.д.?
  4. Увеличить! Можно ли это сделать больше? Немножко добавить? Увеличить частоту, силу, высоту, длину, ценность, дистанцию? Можно ли размножить? Гиперболизировать? Загрубить?
  5. Уменьшить! Можно ли сделать меньше? Немного убавить? Сделать глубже? Короче? Тоньше? Легче? Светлее? Миниатюрнее? Можно ли его расчленить? Использовать как миниатюру?
  6. Заменить! Что вы можете заменить в вашей идее? Можно ли процесс организовать по-другому? Могут ли быть другие позиции? Другие тональности? Элементы из других стран и времен?
  7. Переставить! Можно ли поменять детали, части? Можно ли изменить последовательность? Поменять причину и следствие?
  8. Обратить! Можно ли идею обратить в свою противоположность? Как выглядит идея в зеркальном отражении? Можно ли поменять роли? Можно ли решение развернуть на %%180^0%%?
  9. Комбинировать! Можно ли идею связать с другими? Можно ли ее включить в большее целое? Можно ли ее разложить на составляющие?
  10. Трансформировать! Можно ли насверлить дыр? Смять? Вытянуть? Отвердить? Сжижить? Сделать прозрачным?

Случайный вход, анализ слов-раздражителей

Эта методика построена на том, что в обсуждение надо внедрить некоторый чужой случайный элемент, который призван натолкнуть на новые идеи. Это могут быть самые различные вещи: картины, фотографии, абстрактные изображения, звуки, музыка и т.д.

Методика анализа слов-раздражителей является лишь одним из многочисленных вариантов широко распространенного метода случайного входа, который существует во множестве вариаций. Эта методика может быть применена как единолично, так и в команде. При этом человек сталкивается с понятием, выбранным случайным образом, и за счет этого может выйти на необычные ассоциации, которые позволят ему сгенерировать творческие идеи.

Техника работы может быть следующей:

  • откройте произвольную страницу в словаре и, не глядя, ткните в какое-нибудь слово;
  • составьте таким способом достаточно длинный список случайно выбранных понятий (не менее сотни). Лучше всего эти понятия записать на карточках;
  • проведите анализ слова-раздражителя. Сконцентрируйтесь вначале целиком на этом понятии: что оно выражает? каковы его внешние признаки? что оно делает? для чего его используют? есть ли у него символическое значение? с чем оно связано?
  • далее попытайтесь найти связь с вашей проблемой и найти ее решение. Если ничего не получается, переходите к другому слову- раздражителю. Снова не получается? Не отчаивайтесь. В словаре слов много.
ТРИЗ и АРИЗ Г. С. АльтшуллераТест "Теории и модели принятия решений"