Этот метод предполагает привлечение информации из нашего подсознания. Порядок работы может быть примерно следующим:
Если преодолеть скептицизм, то таким способом могут быть получены весьма оригинальные решения, в том числе, например, по миссии организации.
Ряд творческих методик основан на воображении. С их помощью пытаются помочь человеку вжиться в определенную ситуацию или войти в роль. Например: «Что бы я по этому поводу сказал, если бы я был двенадцатилетним мальчиком?». Такие творческие методики воспринимаются многими как что-то несерьезное, но они зачастую удивительно эффективны и гибки. К наиболее известным из этих методик относятся три «мыслительных стула», предложенных Уолтом Диснеем, и шесть «мыслительных шляп», предложенных Эдуардом де Боно.
Об Уолте Диснее рассказывают, что во время он работы постоянно входил в три различные роли: мечтателя, реалиста и критика. Он осознанно взял именно полярные роли. Когда он менял роли, он менял и место. Вначале он использовал три различных «мыслительных стула», а позднее даже три разных помещения. Эту стратегию можно использовать, принимая последовательно различные мыслительные позиции и совмещая их с определенным местом, чтобы закрепить эти связи.
Принцип «мыслительных шляп» де Боно функционирует так же, как и «мыслительные стулья», только вместо трех позиций в нем используется шесть. «Мыслительные шляпы» меняются, как правило, быстрее, чем мыслительные стулья, и лучше приспособлены для командной работы.
Применение методики «мыслительных шляп» позволяет избегнуть борьбы позиций и конфронтации членов команды, поскольку все высказывания идут не от конкретной личности, которой приходится защищать свою позицию, а от определенной шляпы. Кроме того, меняя по очереди шляпы, участники вынуждены менять свой образ мыслей. Решающим является то, что каждая шляпа соответствует определенной роли, и тот, на ком она в данный момент, должен в своих предложениях и идеях исходить из этой роли. Пример распределения ролей шляп приведен ниже.
Белая шляпа соответствует белому листу бумаги. Речь идет об информации и фактах. Какую информацию мы имеем? В какой информации мы нуждаемся? Как ее можно получить. Нельзя становиться на чью-либо сторону. Белая шляпа нейтральна.
Красная шляпа соответствует огню и теплу. Речь идет о чувствах и интуиции. Выражайте ваши эмоции по поводу определенной идеи. Что вы чувствуете? Обоснований не дается.
Черная шляпа соответствует критике и сомнениям. Речь идет о том, чтобы избегать ошибок, быть начеку и занимать критическую позицию. Носитель черной шляпы призывает к осторожности, тормозит все полеты фантазии.
Желтая шляпа соответствует солнечному свету. Занимается оптимистическая позиция. Под желтой шляпой вы видите достоинства проекта, размышляете над тем, как его реализовать и какие имеются возможности для усовершенствования.
Зеленая шляпа соответствует вегетации и росту. Речь идет о новых идеях, оригинальности и дальнейших альтернативах. Под зеленой шляпой вы должны быть творческой личностью, должны стремиться привносить новые позиции в дебаты. Зеленая шляпа и является, собственно, творческой шляпой.
Голубая шляпа соответствует голубому небу и перспективе птичьего полета. Речь идет о более широкой точке зрения и объективности. Носитель голубой шляпы заботится об ориентации, устанавливает приоритеты, устанавливает темы обсуждения. Он может призывать другие шляпы, обобщает высказанное, контролирует методы и подходы. Короче, он руководит заседанием.
С помощью вопросника Осборна можно модернизировать старые известные продукты или усилить слабые идеи. Для этого нужно полностью пройти все десять пунктов и по каждому пункту сгенерировать по крайней мере одну идею.
Эта методика построена на том, что в обсуждение надо внедрить некоторый чужой случайный элемент, который призван натолкнуть на новые идеи. Это могут быть самые различные вещи: картины, фотографии, абстрактные изображения, звуки, музыка и т.д.
Методика анализа слов-раздражителей является лишь одним из многочисленных вариантов широко распространенного метода случайного входа, который существует во множестве вариаций. Эта методика может быть применена как единолично, так и в команде. При этом человек сталкивается с понятием, выбранным случайным образом, и за счет этого может выйти на необычные ассоциации, которые позволят ему сгенерировать творческие идеи.
Техника работы может быть следующей:
ТРИЗ и АРИЗ Г. С. Альтшуллера | Тест "Теории и модели принятия решений" |