Материал предоставлен https://it.rfei.ru

Техника аналогий

Синектика (техника аналогий)

Синектика была развита в начале 60-х годов ХХ в. Вильямом Гордоном с целью получения принципиально новых решений или перенесения принципов решений из других сфер.

Синектика в значительной степени подобна принципу бисоциации, т.е. также работает на аналогиях. Слово «синектика» имеет греческое происхождение и означает соединение различных и кажущихся независимыми друг от друга понятий.

При выборе аналогий оказалось целесообразным при решении технических проблем использовать аналогии из природы, а при решении социальных проблем – из области техники, например при решении проблем улучшения климата в организации может быть с успехом применен в качестве аналогии кондиционер. Аналогии при поиске технических решений зачастую ищут, меняя вид используемой энергии.

Технология работы сводится к следующему:

  • проблема обсуждается командой, так чтобы было достигнуто ясное понимание ее всеми членами команды;
  • команда выбирает аналогии (одну или несколько) каким-либо способом, например, голосованием;
  • команда описывает характеристики и закономерности выбранного объекта, стремясь по возможности визуализировать их. Рассматривают разные проявления объекта, его виды. Таким образом, малоизвестный работнику объект становится понятным и знакомым;
  • находятся аналогии между решаемой проблемой и изученным объектом. Например, при разработке присоски нового типа изучается питание в животном мире путем всасывания. Таким образом как бы отчуждается решаемая проблема;
  • далее комбинируется проблема и изученное явление. Анализируются аналогии и выводятся конкретные идеи.

Если приемлемого результата достичь не удается, можно попытаться взять другую аналогию. Иногда помогает прием, при котором члены команды занимают позицию объекта, например, если бы за аналогию был взят крокодил: «Как бы я себя чувствовал в качестве крокодила?».

Для пояснения далее приводится пример поиска альтернатив решения проблемы обеспечения безопасности работ с помощью защитных касок.  1-й шаг. Формулировка проблемы*: как добиться того, чтобы работники заходили в опасный цех только в защитных касках?

  • 2-й шаг. Мозговой штурм. Предупредительные плакаты, угроза денежного штрафа, наблюдение с помощью телекамеры.
  • 3-й шаг. Переформулирование проблемы. Нового результата не получено.
  • 4-й шаг. Прямые аналогии. Угрожающая поза гориллы призвана отпугивать врагов. Пингвин спихивает малыша в воду, чтобы приучить его к воде (выбрано).
  • 5-й шаг. Личные аналогии. Как бы я себя чувствовал в качестве пингвиненка, которого столкнули в воду? Я страшусь неизвестности? Почему мать так со мной поступает? Ничего не получится! Отступать теперь некуда! (выбрано).
  • 6-й шаг. Символические аналогии. Принудительное решение; предварительное заключение (выбрано).
  • 7-й шаг. Вторая прямая аналогия (технические средства). Детские ясли (ограждение); поводок для собаки (выбрано); ремень безопасности (выбрано); светофор (выбрано).
  • 8-й шаг. Анализ. Поводок для собаки = устойчивая связь между хозяином и собакой; ремень безопасности = стартер машины запускается только после замыкания замка ремня; светофор = цветовой сигнал.
  • 9-й шаг. Аналогии и выработка идей.

Поводок для собаки = каску прикрепить к рабочему костюму цепочкой.

Ремень безопасности = передатчик в каске, который открывает замок входной двери.

Светофор = сигнальный плакат, на котором изображена зеленая голова с каской и красная голова без каски.

  • 10-й шаг. Выбор решения. Все три предложения были приняты для дальнейшей проработки.

Для применения метода синектики важно, чтобы число участников было небольшим (не более 6 человек), чтобы модератор и участники имели аналогичную интеллектуальную базу, например физики, биологи или инженеры, но привносили бы разный опыт и знания.

Синектика, как и мозговой штурм в его разных модификациях, особенно эффективна для поиска идей в случае разных тупиковых ситуаций.

Прочие креативные техники на основе метода проб и ошибокТРИЗ и АРИЗ Г. С. Альтшуллера