Целью образования коммерческой фирмы является получение прибыли путем создания благ. Многообразие типов предприятий обусловлено желанием людей обеспечить наиболее выгодные и безопасные формы создания, распределения и обмена благ и стремлением повысить эффективность деятельности предприятия.
В России регулирование предпринимательской деятельности основывается на нормах гражданского права (Гражданский кодекс РФ (ГК РФ) от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ, Конституция РФ и другие федеральные законы) в отличие от большинства зарубежных государств, где эта деятельность регулируется нормами торгового (коммерческого, хозяйственного) права.
С точки зрения права, фирма — это не только совокупность людей. Любое предприятие (вне зависимости от его размера, характера деятельности и отраслевой принадлежности) — это очевидное единство и его продукции, и территории, и работников, и оборудования и многого другого, т.е. предприятие представляет собой бизнес-систему как некий порядок, который определяет единство многих элементов.
В связи с этим предприятием как объектом прав признается имущественный комплекс, используемый для осуществления предпринимательской деятельности. В состав предприятия входят все виды имущества, предназначенные для его деятельности, включая земельные участки, здания, сооружения, оборудование, инвентарь, сырье, продукцию, права требования, долги, а также права на обозначения, индивидуализирующие предприятие, его продукцию, работы и услуги (фирменное наименование, товарные знаки, знаки обслуживания), и другие исключительные права, если иное не предусмотрено законом или договором (ч. 1 ст. 132 ГК РФ).
Рассмотрим критерии типов предприятий. Одним из основных критериев, по которому предприятия разделяются на типы, является характер ответственности предпринимателя за результаты производственно-хозяйственной деятельности.
Неограниченная ответственность предусматривает ответственность за результаты производственно-хозяйственной деятельности всем своим имуществом. Смысл неограниченной ответственности состоит в том, что если вы как физическое лицо получили прибыль, то после уплаты налогов вся оставшаяся прибыль принадлежит вам. Но если вы понесли убытки, то вы будете продавать все, что вам принадлежит, чтобы возместить убытки.
В истории экономических отношений первоначально существовала естественная неограниченная ответственность физического лица за результаты производственно-хозяйственной деятельности. Однако рост масштаба производства предполагал объединение финансовых и иных ресурсов нескольких физических лиц. Но как быть, если группа людей объединилась, стала заниматься предпринимательской деятельностью и понесла убытки? Кто и как их будет погашать? Вместе с ростом масштабов производства возрастала и ответственность, размеры которой могли поставить под угрозу не только материальное благополучие, но и существование физического лица. Тогда люди изобрели гениальную вещь. Было предложено понятие «юридическое лицо». В природе нет такого лица, не существует — это фикция. Это лицо существует только в сознании людей, причем только тех, кто согласен считать его существование возможным. Люди договорились и закрепили в законах то, что юридическое лицо (как некий символ) отвечает всем своим имуществом за результаты своей производственно-хозяйственной деятельности, а создатели этого «лица», или учредители, подвергаются риску потери того, что они вложили. Это обстоятельство породило иную организационно-правовую форму — ограниченную ответственность.
Ограниченная ответственность предусматривает ответственность за результаты производственно-хозяйственной деятельности только вложенным имуществом.
Таким образом, их ответственность ограничивается суммой вложенного капитала. Если таких учредителей больше одного, то такое юридическое лицо получило название корпорации (от лат. Corporatio — объединение, сообщество). Объединение происходит на основе долей (паев) или продажи акций.
В отличие от индивидуального предпринимательства и партнерства, корпорация — это специальная форма организации бизнеса, являющаяся юридическим лицом, существующим самостоятельно и в правовом смысле отдельно от ее владельцев. Это явилось мощным толчком для развития производства благ. В самом деле:
У корпоративной формы бизнеса обычно существуют следующее недостатки.
Термин «компания» обозначает фирму, имеющую черты и характеристики общества с ограниченной ответственностью. Корпорацию или компанию можно назвать фирмой или предприятием, но не всякая фирма является компанией или корпорацией.
В зависимости от формы собственности предприятия делятся на государственные, муниципальные и частные, а также предприятия смешанной формы собственности.
Следующим критерием классификации предприятий может быть их участие в процессе разработки новых технологий. Необходимость стимулирования научно-технического прогресса в отраслях, которые с точки зрения государства имеют приоритетное направление, но высокую степень риска, привела к созданию так называемых рисковых, или венчурных, предприятий. Венчурные предприятия создаются для ведения бизнеса в областях с высокой степенью риска. Быстрые темпы научно-технического прогресса и значительные затраты обусловили высокую степень риска в целом ряде отраслей. Как правило, в большинстве развитых стран венчурные фирмы обладают рядом налоговых льгот.
Одной из форм венчурных фирм является S-корпорация, ее владельцы несут ограниченную ответственность по обязательствам и обладают другими чертами, которые характерны для корпораций. Однако S-корпорации не облагаются налогом на прибыль, их прибыли и убытки переходят непосредственно к акционерам, тем самым исключается двойное налогообложение. Речь идет о специфической американской организационно-правовой форме, которая была введена в 1982 г. (55К.А). В отличие от обычных корпораций, которые по-английски обозначаются как «C-corporation», эти корпорации обозначаются как «S-corporation».
Другой критерий классификации предприятий — размер оборота (годовой выручки от продажи) и численность работающих. По этому критерию выделяют микро-, малые, средние, крупные предприятия.
В России, согласно постановлению Правительства РФ от 22 июля 2008 г. № 556 «О предельных значениях выручки от реализации товаров (работ, услуг) для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства», микропредприятием признается бизнес с оборотом до 60 млн руб. и количеством сотрудников не более 15 человек; малым — до 400 млн руб. и 100 сотрудников; средним — до 1 млрд руб. и 250 сотрудников. Соответственно предприятие с оборотом выше 1 млрд руб. и численностью работающих свыше 250 человек относятся к крупным.
Малые предприятия в развитых странах создают, большую часть рабочих мест, выплачивают существенную часть налогов и являются питательной средой для развития среднего и крупного бизнеса. В связи с этим во многих странах создаются специальные системы стимулирования малого бизнеса, т.е. разрабатываются специальные меры, поощряющие возникновение малых фирм, и условия для их нормального существования, защищающие от дискриминации и поглощения. Для нормального функционирования экономики необходимо существование как крупных, так и малых предприятий. Каждая из этих групп предприятий может максимально эффективно использовать свой потенциал в определенной сфере деятельности. Малые фирмы существуют в тех областях, которые не могут охватить крупные предприятия. Они «улавливают» и реагируют на изменение потребностей, на которые не в состоянии среагировать крупные фирмы либо в силу своей инерции, либо нерентабельности производства малого объема продукции.
После возникновения и становления у малого предприятия может быть несколько путей развития:
Превращение малого предприятия в крупную фирму обусловлено процессами вертикальной и горизонтальной интеграции. Вертикальная интеграция — рост предприятия в результате объединения предприятий по технологической цепочке или этапам производственного процесса. Горизонтальная интеграция — рост предприятия внутри отрасли путем объединения однотипных предприятий. Цель укрупнения фирмы состоит в получении еще большей прибыли за счет все большего создания благ. Это достигается путем обеспечения эффективности своего производства; создания лучших условий деятельности; обеспечения выполнения в рамках единого объединения всех операций производственного процесса; проведения единой ценовой или сбытовой политики и пр.
Одним из примеров вертикальной интеграции может быть создание комбинатов — объединений в одном предприятии производств, относящихся к различным отраслям, либо представляющих собой последовательные ступени обработки сырья, либо играющих вспомогательную роль по отношению к друг к другу. Например, ткацкий комбинат включает в себя прядильное, ткацкое, красильное производство.
Примером горизонтальной интеграции может служить франчайзинг — система взаимовыгодных партнерских отношений, при которой интеграция происходит путем передачи на платной основе торговой марки, линии производства, технологии и т.д. Как правило, этим занимаются крупные фирмы, такие как McDonalds, Соса-Соlа.
В результате укрупнения фирмы чаще всего представляют собой объединения предприятий, которые принимают различные организационные и правовые формы.
Некоммерческие организации | Виды объединений предприятий |