Материал предоставлен https://it.rfei.ru

Организация

Работа предприятия разделяется на составляющие части, выполняется различными работниками — от исполнителей до руководителей высшего звена. Для реализации мероприятий необходимо организовать работу сотрудников, указать их права и обязанности, определить степень ответственности, подчиненность и т.д. Для этого нужно четко и ясно представлять себе, как управленческая информация будет «циркулировать» внутри предприятия от руководителя до подчиненных и обратно, т.е. следует организовать деятельность. Здесь термин «организация» употребляется в другом смысле, нежели в п. 1.2. Под организацией управления понимается внутренняя упорядоченность и согласованность элементов, процессов и действий между элементами системы. Для обеспечения этой согласованности разрабатываются организационные структуры управления. Структура — это строение, устройство системы, которое обеспечивает осуществление функций.

Различают иерархические и органические типы структур управления.

Иерархическая, или бюрократическая, структура управления содержит следующие принципиальные положения:

  • иерархичность управления, при которой низший уровень подчиняется и контролируется вышестоящими органами;
  • наличие формальных правил и норм, которые обеспечивают однородность выполнения менеджерами своих задач и обязанностей;
  • четкое разделение труда, следствием которого является необходимость использования квалифицированных специалистов на каждой должности.

Иерархический тип структуры имеет много разновидностей: линейные, функциональные, дивизионные, линейно-функциональные. Линейно-функциональная структура — одна из самых распространенных во всем мире. Основу линейно-функциональных структур составляет так называемый «шахтный» принцип построения и специализация управленческого процесса по функциональным подсистемам организации (маркетинг, производство, исследование и разработки, финансы, персонал и др.). По каждой из них формируется иерархия служб. Результаты работы каждой службы аппарата управления организацией оцениваются показателями, которые характеризуют выполнение ими своих целей и задач.

Органический тип структур управления назван так потому, что их главной особенностью является гибкость, адаптивность и способность сравнительно легко менять свою форму, приспосабливаться к новым условиям. Разновидностями этого типа структур являются проектные, матричные, программно-целевые, бригадные формы организации управления.

Организационная структура управления зависит от размера предприятия, отрасли, номенклатуры и ассортимента выпускаемой продукции и т.д. В любом случае организационная структура управления должна позволять фирме оптимально взаимодействовать с внешней и внутренней средой и наиболее эффективно достигать поставленных целей.

Опыт показал, что иерархические структуры управления наиболее эффективны там, где аппарат управления выполняет рутинные, часто повторяющиеся и редко изменяющиеся действия и задачи. Но в реальных условиях этого нет, возникает неадекватность реакции системы управления на требование внешней среды. В этих случаях чрезмерная централизация и иерархичность управления зачастую не позволяют принимать оперативные решения. Многочисленные согласования увеличивают срок принятия решения, отсутствие необходимых исполнителям полномочий снижает эффективность деятельности фирмы. В этом случае требуется применять органическую структуру.

ПланированиеМотивация