Необходимость удовлетворения потребностей в процессе общественного развития обусловила объединение людей для оптимизации этого процесса. Стали появляться разного рода совокупности людей, действующие совместно. Исторически процесс удовлетворения потребностей и формирования ценностей начинался с семьи, рода и племени. Современное общество должно гарантировать своим гражданам экономическую свободу. Это значит, что любой гражданин может заниматься деятельностью, направленной на создание благ и последующий их обмен с целью улучшить состояние своего домашнего хозяйства.
Такая деятельность называется предпринимательской, т.е. самостоятельной, осуществляемой на свой страх и риск, направленной на систематическое получение прибыли от использования имущества, продажи товаров, выполнения работ и оказания услуг. Таким образом, предпринимательская деятельность может осуществляться индивидуальными предпринимателями самостоятельно и с привлечением наемных работников. Однако для того чтобы домашнее хозяйство и люди полностью удовлетворили свои потребности, только предпринимательской деятельности недостаточно. Часть благ имеет общественный и неделимый характер, например уличное освещение, охрана порядка или границ и т.д. Для того чтобы граждане чувствовали себя в стране защищенными, необходимо иметь армию для защиты от внешних врагов, люди должны быть уверены, что в случае беды (например, пожара, катастрофы) им помогут, требуется охранять их здоровье, учить детей и т.д.
Кроме того, существование экономических отношений предусматривает не только производство благ, но и создание условий для их обмена и распределения. Необходимо регулировать и контролировать способы производства, обмена и распределения в соответствии с целями экономических отношений. Для этого создаются правоохранительные и правозащитные организации.
Иными словами, для того чтобы удовлетворить свои потребности в области производства, обмена и распределения благ, люди объединяются и образуют различные совокупности, которые и называются организациями.
Организация — это совокупность людей, действующих совместно для достижения какой-либо цели.
Главным признаком организации считается наличие цели, к достижению которой стремятся ее члены. Другим признаком организации является ее обособленность, выражающаяся в определенной замкнутости внутренних процессов. В качестве еще одного признака организации выделяют организационную культуру, представляющую собой совокупность установившихся традиций, символов, ценностей, верований, которые во многом определяют характер взаимоотношений и направленность поведения людей. Это различного рода ритуалы, мифы, принятые нормы общения, а также символика, цвета и т.п. Например, присяга в армии, клятва Гиппократа у медицинских работников и т.п. Кроме того, признаком организации считается возможность самостоятельно решать те или иные вопросы организационной жизни и по-своему с учетом конкретных обстоятельств реализовывать внешние команды. Такое саморегулирование осуществляется с помощью внутриорганизационного центра, координирующего деятельность членов организации и обеспечивающего их единство. Наличие этого центра тоже является признаком организации.
Конечно, не всякую совокупность людей, даже действующих совместно, можно назвать организацией. Например, очередь в кассу театра является совокупностью людей, которые действуют совместно. Эту совокупность вряд ли можно назвать организацией, несмотря на то что в наличии есть:
Главный признак организации состоит в том, что она должна иметь устойчивые и длительные связи и центр, координирующий деятельность людей и обеспечивающий их единство. Единство людей и условий их деятельности, находящихся в определенных соотношениях и взаимосвязях, образует организационную структуру. Действия, направленные на создание такой структуры, необходимых предпосылок ее функционирования и обновления, получили название организационного процесса.
Термин «организация» — наиболее общий по отношению к другим терминам, обозначающим совокупности людей, участвующих в экономических отношениях: учреждения, органы власти, общественные организации, фирмы и т.д.
Организации могут быть формальными и неформальными. Формальные организации официально регистрируются и действуют на основании существующего законодательства и установленных регламентов. Регистрация неформальных организаций не обязательна. При этом они могут действовать как в рамках, так и вне рамок существующего законодательства. Например, группа фанатов какой-либо певицы может быть неформальной, т.е. незарегистрированной, но она не запрещена законом. Но если группа молодых людей будет собираться раз в неделю для того, чтобы искать людей не из их района или не их национальности и бить их, то их деятельность подпадает под действие Уголовного кодекса РФ.
Таким образом, в процессе экономических отношений возникают формальные и неформальные организации, которые участвуют или обеспечивают, создают условия и правила этих отношений, в том числе и формируют в сознании людей жизненные ценности.
Организации образовываются в следующих целях.
Только создание благ. Они могут формироваться по-разному, но не ставят перед собой цели получения прибыли. Часть таких организаций принимает вид органов власти и создаваемых ими учреждений для осуществления управления государством на разных уровнях. Их принято делить на центральные, региональные и местные. В разных странах конституциями или постановлениями высших государственных органов власти выделены различные органы. Их цель состоит в производстве общественных, неделимых благ, создании правил обмена, распределения и перераспределения благ. Это законодательные, исполнительные и судебные органы, институты, отвечающие за соблюдение правил производства, обмена и распределения благ гражданами, федеральными, региональными, местными и иностранными организациями. К подобным организациям можно отнести политические партии и организации.
Другая часть организаций создается как органами власти, так и гражданами для удовлетворения имеющихся у людей потребностей: образовательных, культурных, спортивных, медицинских и т.д. Это, например, школы, музеи, библиотеки. Чаще всего такие организации являются формальными, поскольку они существуют независимо от лиц, принадлежащих к ним в любой заданный период времени, и называются учреждениями. Но могут быть и неформальными, например религиозная секта.
Создание благ в целях получения прибыли. Такие организации занимаются предпринимательской деятельностью. С этой точки зрения и сапожная будка, и магазин, и риэлтерская компания, и прачечная, и банк, и «Газпром» являются предприятиями. Термин «фирма» — не что иное, как экономический сленг. В российской хозяйственной практике он используется в качестве синонима термину «предприятие». Созданным благом является организация концерта, выпечка хлеба, торговля конфетами, строительство космического корабля и т.п.
Фирмы могут быть как формальными, так и неформальными организациями. В некоторых случаях значительная часть благ производится, распределяется или обменивается в «теневом» секторе экономики, т.е. незаконно, например нелегальными предприятиями, производящими наркотики, алкоголь, БУБ-диски. В данном случае не обсуждаются морально-этические аспекты создаваемых благ и законность или незаконность их создания, обмена и распределения. Здесь важен смысл. Создание, в том числе и таких «благ», наряду с получением прибыли, — обязательное условие для корректного выделения фирмы, предприятия.
Фирма, предприятие — это организация, создающая блага в целях получения прибыли.
3. Только получение прибыли без создания благ. В этом случае совокупность людей, действующих совместно для достижения прибыли, будет бандой или организованной преступной группировкой.
Итак, организации под названием «фирма» или «предприятие» играют в экономических отношениях очень важную роль, поскольку большая часть благ создается на предприятиях, обменивается и распределяется с их помощью.
Однако отдельно взятая фирма находится в тесном взаимодействии с другими организациями, поскольку экономические отношения — это общественные отношения. Результаты деятельности фирмы, предприятия в значительной степени определяются внешней средой.
Понятия «экономика» и «экономика фирмы» | Внешняя среда фирмы |