Материал предоставлен https://it.rfei.ru

Риски муниципальных облигаций

За всю историю случалось довольно большое количество дефолтов по муниципальным облигациям в США, но лишь некоторые из них получили широкую огласку и вызвали серьезные опасения в инвестиционной среде.

В России, естественно, дефолты по муниципальным облигациям так же были.

Если вспомнить кризис 1998 года, то до дефолта федерального правительства был объявлен первый дефолт по муниципальным облигациям — регионом, не исполнившим собственные обязательства, стала Республика Саха.

После дефолта федерального правительства отказ от погашения субфедеральных и муниципальных бумаг стал фактически нормой: заемщиков, продолживщих обслуживать свои обязательства, можно было пересчитать по пальцам. И если дефолта явно несостоятельных регионов рынок ожидал - часть портфеля агрооблигаций Минфина так и осталась нераспроданной, то отказ от платежей крупнейших и финансово устойчивых регионов, таких как Татарстан, Ленинградская область, Московская область, стал для инвесторов неприятным сюрпризом.

На период кризиса пришлось появление двух важных законодательных актов - Бюджетного кодекса РФ и Закона об особенностях эмиссии субфедеральных и муниципальных облигаций. Первый из них, в частности, разделил полномочия бюджетов различных уровней и ввел серьезные ограничения на объемы заимствований и размеры дефицита бюджетов.

Кризисный период продлился до середины 1999 г. И хотя дефолты региональных администраций продолжались, а иски о взыскании средств по обязательствам региональных бюджетов, в первую очередь по агрооблигациям, уже стали привычными, часть регионов, допустивших дефолт, начала добровольное2 урегулирование своих обязательств.

К началу 2000 г. добросовестно обслуживавшие свои обязательства в период кризиса регионы получили возможность рефинансировать свой долг на внутреннем рынке. В частности, Москва и Санкт-Петербург начали досрочное погашение своих внешних обязательств, обслуживание которых стало очень дорогим после девальвации рубля.

Восстановление рынка региональных и муниципальных займов началось лишь в 2000-2001 гг., а о достижении активности, сопоставимой с предкризисной, стало возможным говорить лишь в 2002 г.

Рынок региональных и муниципальных облигаций в настоящее время находится на подъеме, и существуют серьезные предпосылки для его роста как в краткосрочной, так и в среднесрочной перспективе.

Вот некоторые шаги, которые можно предпринять, чтобы снизить уровень риска дефолта.

Снижение уровня риска дефолта по муниципальным облигациям

  • Кредитный рейтинг. Следует обращать внимание на кредитный рейтинг облигаций. Рейтинговые оценки, присваиваемые агентствами Moody's и Standard & Poor's, основаны на профессиональном анализе большого объема финансовой информации. Поскольку муниципальные облигации освобождены от регистрации в Комиссии по ценным бумагам и биржам, инвесторы имеют ограниченный доступ к информации о финансовом состоянии эмитента. Штаты и муниципалитеты не обязаны публиковать годовые финансовые отчеты. Таким образом, чтобы свести к минимуму риск дефолта, следует ограничиться покупкой только тех облигаций, которые имеют кредитный рейтинг на уровне AAA или АА. Следует также учитывать то, что со временем рейтинги могут быть пересмотрены, поэтому инвестиционные решения не должны основываться только на этих оценках.
  • Страховые гарантии. Узнайте, застрахованы ли риски интересующих вас облигаций. Наличие страховки может повысить кредитный рейтинг выпуска облигаций до уровня AAA, даже если сами по себе эти бумаги имеют более низкий рейтинг. Таким образом, облигации, имеющие рейтинг AAA или АА без учета страховых гарантий, являются более надежными, чем бумаги, получившие рейтинг AAA только за счет наличия страховки. Страховые компании, такие как Ассоциация страхования муниципальных облигаций (MBIA) и Financial Guaranty Insurance Co. (FGIC), продают страховые полисы, гарантирующие выплату процентов и возврат основной суммы долга. При этом надежность самой страховой компании также влияет на рейтинг застрахованных облигаций.
  • Кредитные гарантии. Некоторые эмитенты вместо того, чтобы прямо застраховать выпуск облигаций, используют аккредитивы банков и страховых компаний. Аккредитив не гарантирует, что банк или страховая компания выплатят проценты владельцу облигаций. Их гарантии в данном случае заключаются в предоставлении эмитенту кредитной линии. Если финансовое состояние эмитента не позволит осуществить процентный платеж, банк или страховая компания обязуются предоставить ему для этого необходимые средства. Поскольку данный вид гарантий предлагает более низкую степень защиты, чем прямое страхование, следует внимательно ознакомиться с рейтингами банка или страховой компании, предоставляющих кредитную линию эмитенту интересующих вас облигаций.
  • Официальный бюллетень. Получите копию официального бюллетеня или информационного проспекта, которые аналогичны проспекту эмиссии корпоративных ценных бумаг. В бюллетене обратите особое внимание на следующие разделы:
юридическое заключение. Если в результате изучения этого раздела у вас возникают какие-либо сомнения по поводу освобождения дохода по данным ценным бумагам от налогообложения, откажитесь от покупки этих облигаций;
правила погашения. Этот раздел должен быть прописан предельно четко и ясно;
уточнения. Если в тексте документа встречаются фразы, которые заставляют вас волноваться, например: «не предоставляются никакие гарантии», поищите другие облигации для инвестирования.
  • Диверсификация. Старайтесь покупать облигации различных эмитентов, риски которых не связаны.
Муниципальные облигацииКонтрольные вопросы по теме "Отдельные виды облигаций"