Материал предоставлен https://it.rfei.ru

Зачет

Пример 1.5. Зачет. Рассмотрим другую, более сложную, игровую ситуацию, в которой игроки имеют разные таблицы выигрышей. Речь идет о важном в студенческой и преподавательской жизни моменте — сдаче и приеме зачета. Игроками являются Студент и Преподаватель. У Студента, готовящегося к зачету, имеется две стратегии: подготовиться хорошо %%(\mathrm{Х})%% или плохо %%(\mathrm{П})%%. У Преподавателя, принимающего зачет, тоже две стратегии: поставить зачет %%(+)%% или не поставить %%(-)%%. В зависимости от выбора стратегий в игре складываются четыре ситуации, которые могут приносить игрокам разное моральное удовлетворение. Оценки морального удовлетворения (в шкале с положительными и отрицательными баллами) примем за выигрыши игроков. В результате получим табл. 1.3, 1.4.

Таблица 1.3 Выигрыши Студента

Стратегии Преподавателя
%%+%% %%-%%
Стратегии Студента %%\text{Х}%% %%2%%
(оценили по заслугам)
%%-1%%
(обидно)
%%\text{П}%% %%1%%
(удалось словчить)
%%0%%
(получил по заслугам)

По поводу оценок морального удовлетворения, указанных в таблицах, могут быть разные мнения. Например, некоторые студенты считают, что выигрыш Студента в %%1%% балл в ситуации, когда он выбрал стратегию %%\mathrm{П}%%, а Преподаватель — стратегию %%+%%, явно занижен. Не вдаваясь в полемику, которая неизбежно затронула бы вопросы нравственности и воспитания молодежи, отметим, что проблема соответствия (адекватности) математической модели и моделируемого явления, безусловно, есть, и о ней мы будем говорить позже.

Игра, заданная таблицами 1.13, 1.14, называется биматричной. Она состоит в нахождении таких стратегий, которые обеспечивают игрокам максимальные выигрыши.

Таблица 1.4 Выигрыши Преподавателя

Стратегии Преподавателя
%%+%% %%-%%
Стратегии Студента %%\text{Х}%% %%0%%
(все нормально)
%%-2%%
(проявил несправедливость)
%%\text{П}%% %%-3%%
(дал себя обмануть)
%%-1%%
(студент придет еще раз)
Преследование Шерлока ХолмсаБорьба за рынки