Пример 1.5. Зачет. Рассмотрим другую, более сложную, игровую ситуацию, в которой игроки имеют разные таблицы выигрышей. Речь идет о важном в студенческой и преподавательской жизни моменте — сдаче и приеме зачета. Игроками являются Студент и Преподаватель. У Студента, готовящегося к зачету, имеется две стратегии: подготовиться хорошо %%(\mathrm{Х})%% или плохо %%(\mathrm{П})%%. У Преподавателя, принимающего зачет, тоже две стратегии: поставить зачет %%(+)%% или не поставить %%(-)%%. В зависимости от выбора стратегий в игре складываются четыре ситуации, которые могут приносить игрокам разное моральное удовлетворение. Оценки морального удовлетворения (в шкале с положительными и отрицательными баллами) примем за выигрыши игроков. В результате получим табл. 1.3, 1.4.
Стратегии Преподавателя | |||
%%+%% | %%-%% | ||
Стратегии Студента | %%\text{Х}%% | %%2%% (оценили по заслугам) |
%%-1%% (обидно) |
%%\text{П}%% | %%1%% (удалось словчить) |
%%0%% (получил по заслугам) |
По поводу оценок морального удовлетворения, указанных в таблицах, могут быть разные мнения. Например, некоторые студенты считают, что выигрыш Студента в %%1%% балл в ситуации, когда он выбрал стратегию %%\mathrm{П}%%, а Преподаватель — стратегию %%+%%, явно занижен. Не вдаваясь в полемику, которая неизбежно затронула бы вопросы нравственности и воспитания молодежи, отметим, что проблема соответствия (адекватности) математической модели и моделируемого явления, безусловно, есть, и о ней мы будем говорить позже.
Игра, заданная таблицами 1.13, 1.14, называется биматричной. Она состоит в нахождении таких стратегий, которые обеспечивают игрокам максимальные выигрыши.
Стратегии Преподавателя | |||
%%+%% | %%-%% | ||
Стратегии Студента | %%\text{Х}%% | %%0%% (все нормально) |
%%-2%% (проявил несправедливость) |
%%\text{П}%% | %%-3%% (дал себя обмануть) |
%%-1%% (студент придет еще раз) |
Преследование Шерлока Холмса | Борьба за рынки |