Давайте рассмотрим ряд примеров в истории.
История эта случилась в сороковых годах XIX века в горной деревушке Леви на Корсике. Антон-Клаудио Перетти внезапно узнал, что его жена Мария-Анджелина ему неверна и, что еще хуже, их дочь - совсем не его дочь. Мария сообщила Антону, что уходит от него, и стала потихоньку собирать вещи. В сборах участвовал ее брат по имени Корто. Однажды ночью Антон не выдержал, застрелил жену с ребенком и бежал в горы. Лишившись сестры, Корто поклялся убить Антона, но найти его не смог. Тогда, следуя правилам кровной мести, обычной для жителей этих мест, Корто убил вместо Антона его брата, Франческо, и Аристотело - сына Франческо, племянника Антона. На этом история не закончилась. Пять лет спустя Джакомо, брат убитого Аристотело, отомстил за смерть отца и брата, убив брата Корто. Джакомо хотел убить и отца Корто, но он к тому времени уже умер своей смертью, лишив Джакомо возможности получить надлежащую сатисфакцию. В этой череде смертей между Джакомо и братом Корто прослеживается вполне прозрачная связь: Джакомо был сыном Франческо, брата Антона, женатого на Марии - сестре Корто, чей брат оказался мишенью «праведного» гнева Джакомо.
Подобные истории ставят в тупик: в конце концов, какое отношение к делу имеют брат и племянник Антона или девушка приятеля Кимми? Зачем увечить, а тем более убивать невинных людей? Конечно, у ярости и гнева своя логика, но это вряд ли служит объяснением, когда подобные действия случаются через неделю и тем более спустя пять лет после события. Как это можно понять?
Мы привыкли воспринимать подобные случаи как экзотические диковины - вроде вражды индейских племен, кровопролитных стычек между шиитами и суннитами, постоянных убийств в Северной Ирландии или войны мафиозных кланов в американских городах. Но мрачная логика такого поведения зародилась еще в глубокой древности. Дело не только в том, что жажда мести - ровесница человечества. И не в том, что насилие ради мести - это выражение групповой солидарности. Просто насилие - в любых своих формах - не признает социальных границ. И это правило действует с того самого момента, как появились первые люди. Иногда насилие направлено против одного человека (непосредственного виновника), иногда - против многих (причинение вреда оказавшимся поблизости, но совершенно непричастным к делу людям). Одно убийство влечет за собой другие. В любой череде агрессивных действий можно найти ту точку, где они зарождаются, - подобно драке на палках, когда один человек замахивается палкой на другого, но тот уворачивается - и страдает третий. И вскоре удары летят направо и налево (эта ситуация стала комедийным клише именно потому, что отражает наши подсознательные представления о том, как происходят всплески насилия). Порой такие эпидемии насилия - будь то в деревушках на берегу Средиземного моря или в группировках мегаполисов - бушуют десятилетиями.
Представление о коллективной вине и коллективной мести, лежащее в основе подобных цепочек насильственных действий, кажется странным, только если мы полагаем, что ответственность неразрывно связана с личностью человека. Однако обычно нормы поведения определяет общество, а не отдельный человек. Поэтому следующий момент, который необходимо уяснить для понимания коллективной природы насилия, - что это общественное, а не личное деяние.
С учетом этих фактов нас не должно удивлять распространение насилия от человека к человеку. Точно так же, как «друг моего друга - мой друг», а «враг моего врага - тоже мой друг», действительно и утверждение, что друг моего врага - мой враг. Эти афоризмы говорят не только о вражде и привязанности - они выражают важное свойство человеческой природы: между людьми существуют связи. Хотя Джакомо из нашего примера действовал в одиночку, его действия показывают, как легко могут ответственность и возмездие распространяться от человека к человеку, минуя социальные границы.
Между людьми существуют связи
На самом деле нам даже не нужно пытаться проследить те сложные пути, по которым распространяется насилие, потому что уже первый шаг - от самого первого человека ко второму - почти полностью объясняет существование насилия в нашем обществе. Для понимания насилия достаточно сконцентрироваться на преступнике - его складе ума, на его пальце, готовом нажать спусковой крючок. Ведь убийца редко лишает жизни случайного незнакомца. 75 процентов убийств - это убийства знакомых, а нередко и близко знакомых людей.
Но вокруг вас, в вашей социальной сети, находятся и люди, которые готовы спасти вашу жизнь.
«14 марта 2002 года я отдала свою правую почку мужу моей лучшей подруги», - сообщила девушка, пожелавшая остаться анонимной, на интернет-форуме, где своим опытом делятся те, кто стал «живым донором» внутренних органов. За год до этого, летом, во время задушевной беседы она узнала, что почечная недостаточность мужа ее подруги усилилась и, чтобы выжить, ему необходима пересадка почки. Охваченная желанием как-то помочь подруге, она прошла ряд медицинских и психологических исследований. По мере приближения к заветной черте - отдать свою почку - она все сильнее чувствовала радостное волнение. «Ни один поступок за всю мою жизнь не приносил мне такой радости», - написала она. «Я так счастлива, что смогла помочь мужу лучшей подруги! Я вернула ей мужа, а сыновьям - отца... Это ситуация обоюдного выигрыша. Мы все выиграли. Я сделала лучший подарок в своей жизни».
Подобных историй много, и в таком «непосредственном донорстве» органов могут участвовать совершенно поверхностно знакомые люди - например, администратор «Старбакса» и постоянный посетитель этого кафе.
Это полная противоположность распространению насилия: они выполняют роль проводников альтруизма, когда люди выражают свою благодарность, совершая добрые поступки по отношению к другим. Роль, которую социальные связи играют в мотивации как хороших, так и плохих поступков, даже привела к созданию новой стратегии решения социальных проблем. Например, во многих крупных городах существуют группы по «прекращению насилия». Они состоят из людей - нередко бывших членов банд, - которые пытаются предотвратить серию убийств, прервав цепочку, по которой передается насилие. Такие люди приходят к постели раненого или к родственникам убитого и убеждают их не мстить. Если им удается уговорить хотя бы одного человека, спасенными оказываются несколько.
Связи с людьми влияют на все стороны нашей жизни.
Исключительные события вроде убийства или пересадки органов - это лишь верхушка айсберга. Как мы себя чувствуем, что мы знаем, на ком женимся, часто ли болеем, сколько денег зарабатываем и ходим ли на выборы - зависит от того, с кем мы связаны. По социальным сетям передаются счастье, щедрость и любовь. Эти связи оказывают на нас, на наши мысли и чувства постоянное, трудноуловимое и вместе с тем сильное влияние. И связи эти не ограничиваются людьми, которых мы знаем лично. Где-то далеко, за нашим социальным горизонтом, друзья друзей наших друзей могут сделать что-то, что в конце концов повлияет и на нас, подобно волнам, бившимся когда-то в чужой берег, но докатившимся в конце концов и до нашей земли.
Социальные сети и социальные связи | Пожарная цепочка и древовидная схема |