Большинство из нас прекрасно осознает, как сильно мы влияем на друзей и родственников; наши поступки их радуют или огорчают, помогают выздороветь или способствуют болезни. А иногда даже делают богатыми или бедными. Но нам редко приходит в голову, что наши мысли, чувства, действия и слова могут затрагивать и незнакомых людей. С другой стороны, наши друзья и родственники служат своего рода проводниками, через которые на нас оказывают воздействие сотни или даже тысячи посторонних людей. Это своего рода социальный вариант цепной реакции: на нас могут сильно повлиять события, которых мы даже не наблюдаем, события, произошедшие с абсолютно незнакомыми нам людьми. Как будто мы ощущаем биение пульса мира, в котором живем, - и реагируем на его постоянный ритм. Будучи частью социальной сети, мы выходим за границы собственного «я» - не важно, хорошо это или плохо, - и становимся частью огромного целого. Мы связаны одной цепью.
Подобная взаимосвязь имеет огромное значение для человеческого общества.
Главная ценность социальных сетей - они помогают нам сделать то, что в одиночку мы сделать не можем.
В следующих главах мы покажем, как работают сети при распространении среди людей хорошего настроения, поиске сексуальных партнеров, поддержании здоровья, функционировании рынков и борьбе за демократию. Но несомненно и то, что сети оказывают не только положительное влияние. Депрессия, переедание, венерические болезни, паника на финансовом рынке, насилие и даже суицидальный синдром тоже передаются по сетям. Оказывается, социальные сети способствуют росту всего, что в них посеяно.
Отчасти именно поэтому социальные сети созидательны. И все, что они созидают, принадлежит не одному какому-то человеку, а всем их участникам. В этом смысле сеть напоминает городской парк: мы все имеем право им наслаждаться, но должны вместе постараться, чтобы он оставался чистым и зеленым. Это значит, что сети нуждаются в заботе как отдельных Участников, так и целых групп и социальных институтов. Хотя сети - фундаментальная и неотъемлемая составляющая человеческого общества и окружают нас повсюду, не стоит воспринимать их всего лишь как данность.
Если вы счастливее, богаче или здоровее остальных участников сети, это во многом может быть определено вашим в ней положением - даже если вы сами это положение оценить не в силах. Это может зависеть и от общей структуры вашей сети - хотя, возможно, вы на эту структуру и не влияете. В некоторых случаях процесс идет в обратном направлении - от вас к сети. Человек с кучей друзей с большей вероятностью станет богатым - и это привлечет к нему еще больше друзей. Обогащение показывает, что сети могут значительно усиливать два разных вида неравенства в обществе: ситуационное неравенство (некоторые больше преуспевают с социально-экономической точки зрения) и позиционное неравенство (другие успешнее в смысле позиции, которую они занимают в сети).
До сих пор законодатели не рассматривали последствий позиционного неравенства. Однако понимание того, как мы связаны друг с другом, может стать важным шагом на пути к созданию более справедливого общества и организации нового государственного порядка, а это повлияет буквально на все - от здравоохранения до экономики. Наше общество достигнет больших успехов, если делать прививки в первую очередь людям, находящимся ближе к центру сети, а потом уже тем, которые оказались на ее периферии. Наши результаты станут более впечатляющими, если мы будем рассказывать о вреде курения не самим курильщикам, а их друзьям. И если постараемся отвлечь от криминального поведения некоторые тесносплоченные группы населения вместо того, чтобы всякий раз пытаться предотвратить преступление или за него наказать.
Мощное влияние, оказываемое социальными сетями на поведение отдельного человека, говорит о том, что люди не вполне могут отвечать за свой собственный выбор.
Поэтому межличностные взаимодействия в сети ставят перед нами еще и моральные вопросы. Наши связи с другими людьми в некотором смысле ограничивают нашу свободу воли и выбора. Насколько корсиканец Джакомо отвечает за свои поступки? И насколько велика заслуга Дэна Лейвиса из Онтарио? Если они действовали всего лишь как звенья в цепи, как мы можем оценить, насколько свободен был их выбор?
Некоторые ученые пытаются объяснить коллективное поведение, изучая решения и поступки отдельных людей. Другие игнорируют поведение отдельного человека и сосредотачивают свое внимание на группах, сложившихся по разным признакам - социальному классу, расе, членству в политической партии, - у каждой из которых есть свои собственные общие черты, заставляющие членов данной группы действовать таинственным и волшебным образом согласованно. Наука по изучению социальных сетей позволяет увидеть мир по-новому и по-особому, потому что занимается и отдельными личностями, и группами. А также тем, как на самом деле из первых получаются вторые.
Если мы хотим понять законы, по которым живет общество, нам нужно восстановить пропущенные связи между его членами. Мы должны понять, как взаимосвязи и взаимодействия между людьми приводят к появлению совершенно новых аспектов человеческого опыта, которых нет у отдельного человека. И если мы не поймем социальные сети, мы не сможем полностью понять ни самих себя, ни мир, в котором живем.
Шесть рубежей отдаления и три рубежа влияния | Проверка знаний. Cоциальные связи |