Материал предоставлен https://it.rfei.ru

Невинность Virgin

Если вам нужен конкретный пример личности, воплощающей в себе строителя брэнда и предпринимателя, Ричард Брэнсон, основатель и председатель Совета директоров Virgin — именно такой человек. Никому еще не удавалось добиться того, чтобы о брэнде узнало так много людей. По данным недавнего исследования, 96% британских потребителей слышали о Virgin и 95% смогли правильно назвать ее основателя. Сегодня он может видеть, как его брэнд стал частью и преобразил почти 25 видов бизнеса. Именно Ричард во многом причина такой узнаваемости и силы этого брэнда.

Брэнсон с самого начала своей карьеры следовал примерно одним и тем же принципам. В интервью журналу Vogue в 1968 году Брэнсон сказал: «Я хочу создать компанию, которая будет делать самые разные вещи для самых разных людей; не имеет значения, чем мы будем заниматься, но будет иметь значение то, как мы будем это делать. Мы хотим, чтобы наши методы работы бросали вызов рынкам, чтобы они были не такими нечестными, как те, которые используются у нас в стране сейчас». Он также упомянул: «Однажды у нас будет брэнд, который охватит все эти разные области, и будет делать все эти разные вещи».

Сначала появилась звукозаписывающая компания, выпустившая самую продаваемую пластинку 1970-х — Tubular Bells — и позднее приютившая Sex Pistols, the Rolling Stones, the Human League и Culture Club. Затем 1970–1980-е Брэнсон забавлялся, открывая компании, в названиях которых фигурировало слово Virgin, но ни одна из них не добилась успеха. У компании тогда действительно не было ни ресурсов, ни финансов, ни достаточно профессионального менеджмента. Но к середине 1980-х звукозаписывающая компания стала приносить большие прибыли, и именно тогда началась настоящая диверсификация брэнда. Брэнсон решил заняться воздушными пассажирскими перевозками. Его целью было создание авиакомпании, которая бы отличалась от других, которая бы бросила вызов рынку. Затем произошло расширение брэнда и появилось множество других компаний, работавших под брэндом Virgin — железнодорожная компания, ISP, фирма-производитель колы, финансовая компания, оператор мобильной связи и множество других.

Брэнд Virgin успешен, потому что за ним стоит реальное содержание. Брэнсон говорит, что любой новый продукт или услуга должны уже сейчас или в перспективе:

Иметь высочайшее качество

Быть инновационными

Иметь ценность, соответствующую деньгам

Бросить вызов существующим альтернативам

Привносить нотку веселья и разгула

В Virgin утверждают, что девять из десяти рассматриваемых проектов потенциально очень выгодны, но если они не соответствуют ценностям группы, их отклоняют. Тем не менее, по словам Брэнсона: «Если идея удовлетворяет по крайней мере четырем из этих пяти критериев, мы обычно ее серьезно прорабатываем».

Что мы должны из этого вынести? Если вы знаете ценности, которые представляете, вам гораздо легче принимать рациональные решения. Вам есть на что опереться при принятии решений, а брэнд служит компасом, позволяющим менеджерам производить быстрые оценки.

Вместо того чтобы нести отпечаток идеи продукта, брэнд Virgin несет отпечаток личности и определенных ценностей. По словам Уилла Уайтхорна, отвечающего за систему внутрифирменных связей, и одного из ближайших помощников Брэнсона, «примечательно, что именно благодаря тому, что существует и авиакомпания, и Virgin Records, и мегамагазины, благодаря всему тому, что мы уже сделали, и тем рынкам, на которые мы вышли, у британской общественности сложилось восприятие нас как брэнда. Люди не связывают Virgin с чем-то конкретным. Virgin у них ассоциируется с набором идей: занимательность, ценность и инновационность, и именно в этом кроется наша сила. На самом деле и на рынках, где мы сознательно занимались разработкой брэнда, как, например, в Японии, он также очень силен. Это один из немногих иностранных брэндов, которому удалось здесь захватить воображение людей. В странах, где мы представлены лишь в паре отраслей, как, например, в США, Virgin воспринимается скорее как нечто вроде брэнда авиакомпании. Хотя много людей слышали и о Virgin Records, знают, что у нас есть мегамагазины, большие, расположенные в таких местах, как Times Square, так что восприятие постепенно меняется».

Рисунок 7. Мыслительное поле брэнда Virgin

Когда Virgin поглощает уже существующую компанию или выходит на новый рынок, наличие системы ценностей является необходимым условием, но на то, чтобы извлечь пользу из этих ценностей во вновь создаваемом бизнесе, могут уйти годы. Эти ценности представляют собой руководящие принципы работы компаний, выступают в качестве основания для брэнда и его популяризации. При выходе на новый рынок или создании нового продукта весь бизнес-план строится вокруг способности реализовать как можно больше сторон брэнда. Уилл Уайтхорн называет это «использованием брэнда в качестве инструмента управления, что делают очень немногие компании».

Функциональное измерение

С точки зрения функционального измерения брэнд Virgin, безусловно, воспринимается как гарантия хорошего качества, невысоких цен и образец приятного и непривычного стиля работы. Это укрепляет брэнд: брэнд нематериален, и чем сильнее его воспринимаемая функциональная полезность, тем он устойчивее.

Ментальное измерение

Любой пассажир авиакомпании Virgin Atlantic чувствует во время рейса, что «ему хорошо», что всякий раз, когда он делает выбор в пользу этой компании, он испытывает душевное спокойствие. И хотя в реальной жизни пребывание в самолете и перелет из одного места в другое представляет собой физическую нагрузку, главное то, что испытываешь удовлетворение, понимая, что ты выбрал этот брэнд за настроение, которое он создает. Эта компания не просто перевозит тебя в другую точку, она делает что-то еще.

Социальное измерение

Социальная значимость такого брэнда, как Virgin, велика, она отражает его способность завоевывать приверженность клиентов и средств массовой информации. Virgin бросает вызов рынку своим молодежным и озорным стилем работы, соответствующим тому, как клиенты сами хотят себя вести. Поэтому, выбирая Virgin, клиенты демонстрируют собственные ценности и отношение к жизни. Если клиентам нравится философия, реализуемая Virgin на одном сегменте рынка (например, на рынке авиакомпаний), они, скорее всего, обратятся к Virgin и на другом рынке.

Духовное измерение

Стремление Virgin «бросить вызов рынку» убедительно обосновывается с позиций духовного измерения. Их сознательный способ создания более благоприятных рыночных условий для клиентов демонстрирует настойчивость, с которой Virgin меняет и намеренно расшатывает сложившуюся систему на благо каждого члена общества. Virgin бросает вызов большим непотопляемым корпорациям, демонстрируя гибкость в работе и превращая ее в развлечение для клиента.

Подражая предпринимателюБрэндинг для будущего