Начало PR-деятельности, с точки зрения Скотта Катлипа, пришлось на период войны за независимость Северной Америки (1775—1789). В это время PR развивается в политической сфере. Борцы за независимость были обеспокоены политической пассивностью народа, поэтому для привлечения внимания общественности использовали все возможные пропагандистские средства: листовки, газеты, лозунги, митинги, поэзию, парады, шествия и др.
Борцам за независимость пришлось неустанно агитировать население и пропагандировать свои взгляды для изменения общественного мнения. Они использовали малейшую возможность, чтобы интерпретировать событие в свою пользу.
Так, 5 марта 1770 г. во время уличной стычки были убиты пять жителей Бостона. Революционная пресса подала этот случай как «Бостонскую бойню», организованную английскими военными, назвав это варварской акцией.
Итак, первый этап развития PR-технологий в США ограничивается политической агитацией и пропагандой.
Активно осваивается американский Запад, меняются социально-экономические условия жизни: происходит рост крупных городов, значительная аккумуляция капитала в частном секторе, формирование гигантских корпораций. Этот период в экономической жизни Америки связан с подъемом свободного предпринимательства. Государство в 1820- 1830-е годы оказывает поддержку развитию коммуникационных сетей страны, становлению национального хозяйства.
В это время все сферы жизни в США стали испытывать влияние двух важнейших инструментов PR: связи с прессой и гласности.
Значительный след в искусстве политического PR оставляет Амос Кендал, первый пресс-секретарь президента США Э. Джексона. А. Кендал писал речи и брошюры, разрабатывал стратегию, проводил опросы общественного мнения, был советником президента по вопросам имиджа. Он координировал сотрудничество исполнительной власти с другими правительственными учреждениями и общественностью и постоянно следил за тем, чтобы деятельность президента США Э. Джексона освещалась в прессе в благоприятном свете.
В это время в стране осуществляется борьба с безграмотностью, растущий уровень грамотных людей стимулирует увеличение тиражей газет и журналов. Появление парового двигателя и линотипа (наборной машины целыми строками) сделали газеты по-настоящему демократическими, общенациональными СМИ.
В 1830 г. в Америке насчитывалось газет больше, чем в любой другой стране мира. Появляются пресс-агенты. В США часто говорят, что PR века двадцатого вырос из работы по связям с прессой века девятнадцатого. Действительно, во многих случаях это верно. Многие американские PR-эксперты того времени начинали как пресс-агенты. Большая их часть занималась рекламой.
Главным достоинством пресс-агента считалась скорость. Это было время, когда рекламные агенты стали (в буквальном смысле!) «изобретать новости», не обращая внимания ни на истину, ни на приличия.
Пресс-агенты использовали «уродов» для рекламы цирков, придумывали различные истории для рекламы политиков, рассказывали небылицы — в общем, доставляли публике максимум удовольствия.
Пресс-агентства начали реализовывать на практике пресс-посредническую деятельность. В этот период у организаций, благодаря прессе, появилась возможность манипулировать общественным мнением для продвижения собственных идей, товаров, услуг. Система связей с общественностью стала играть заметную роль в конкурентной борьбе, отношениях с профсоюзами, индустрии.
Таким образом, в начале XX в. закончился своеобразный «инкубационный» период PR. Америка стала сильной промышленной державой со сформировавшимися СМИ и довольно информированным обществом. Наступило время, когда возникла необходимость соединить одну профессию различные виды деятельности.
PR в мире: история развития | Этап "Разгребатели грязи" |