В социально-экономической жизни Америки и Европы этот период связан с конверсией военного производства, восстановлением экономики и переходом к постиндустриальному, потребительскому обществу. Быстро растет население, развиваются высокотехничные производства, сфера обслуживания. В Америке наступает «бум» PR.
Национальная ассоциация муниципальных и правительственных чиновников (NALGO) создает целые отделы PR. Началось изучение PR в колледжах. К 1965 г. в 14 университетах США присуждались степени бакалавра по специальности «Public relations». Возросло и продолжало расти число консультативных фирм. Шло развитие PR-программ в промышленности, торговых ассоциациях, правительственных учреждениях. Появились учебники, книги и научные издания по PR.
Развертывание «холодной войны» с СССР побудило американское правительство и PR-специалистов к созданию технически совершенных методов пропаганды для обеспечения постоянного потока информации. Так, в 1953 г. несколько английских служб внешнеполитической информации объединились в Американское информационное агентство (USIA). Этот специальный независимый правительственный орган координировал национальную информационную политику в более чем 120 странах мира. Главная цель агентства была — интерпретировать общественное мнение конкретного государства в интересах Америки и предоставлять федеральному правительству аналитические отчеты.
В 1955 г. вышла в свет новая книга Э. Бернайза «Инженеринг согласия». Автор подчеркивал, что PR имеет три функции: информирование общественности, собственно убеждение общественности, влияние на ее представления. Бернайз определил конечную цель всех PR-усилий как достижение согласия с помощью PR-методов. Он впервые высказал идею посредничества на основе открытости, доверия, диалога. Книга вызвала противоречивые отклики.
Некоторые критики считали, что она предполагает возможность манипуляции масс-медиа. Реакция на книгу Э. Бернайза стала свидетельством того, что общественность столкнулась с проблемой манипуляции в практике PR и осознала сложность определения той грани, которая отделяет PR от рекламы и пропаганды.
Французские исследователи М. Крозье, Э. Морэн и ряд других1 высказали опасение, что «инженерия PR» способна изменять и даже моделировать человеческое поведение в зависимости от потребностей индустриальной или государственной машины, оснащенной аппаратом PR.
Эта проблема волновала и формирующееся сообщество специалистов в области связей с общественностью. В 1947 г. было создано Американское общество по связям с общественностью (Public Relations Society of America, PRSA), функционирующее и в настоящее время. Оно объединяет порядка 17 000 членов, представляющих практически весь спектр современной индустрии, бизнеса и общественно-политической жизни США: ведущие промышленные и торговые корпорации, финансовые компании, правительственные структуры, область здравоохранения, образования, структуры вооруженных сил, консалтинговые фирмы, сферу услуг, некоммерческие организации.
PRSA основано с целью создания объединяющего профессионалов по PR центра, развития обмена информацией и сотрудничества, выработки высоких профессиональных стандартов.
Миссия PRSA заключается в повышении уровня развития PR посредством:
Штаб-квартира PRSA находится в Нью-Йорке.
В 1955 г. в Лондоне была создана Международная ассоциация по связям с общественностью (International Public Relations Association, IPRA). В настоящее время это всемирная профессиональная организация, насчитывающая около 1000 членов из более чем 60 стран и служащая катализатором достижения максимально возможных результатов в области образования, этики, практики PR.
Один раз в три года IPRA проводит Всемирный конгресс по PR, посвященный какому-либо вопросу, после которого публикуется «Золотой доклад» — лучший доклад по данной теме. Штаб-квартира IPRA находится в Женеве.
Как PRSA, так и IPRA регулярно проводят конкурсы лучших проектов в области PR и награждают их победителей.
Международные золотые награды IPRA присуждаются обычно в знак признания выдающихся заслуг в области PR по категориям.
Основные категории PR-программ:
PRSA, в свою очередь, учредило золотые, серебряные, бронзовые и другие награды. Бронзовыми наградами чествуют лучший коммуникационный инструментарий, использованный в рамках проведения PR-кампании. Серебряными — самые удачные PR-программы по каждой категории. Золотые награды присуждаются за индивидуальный важный вклад в профессию PR. Другие — за лучшее обучение искусству PR и за вклад в общественное благо посредством PR-деятельности.
В 1964 г. IPRA получила признание Совета ООН и ЮНЕСКО в качестве неправительственной организации в категории отношений взаимного информирования.
В мае 1961 г. на Генеральной ассамблее IPRA в Венеции был принят Кодекс профессионального поведения и этики. Он стал определенным стандартом поведения практиков PR. Кодекс профессионального поведения является обязательным для всех членов Ассоциации.
Далее приводятся основные положения кодекса IPRA.
Становление PR как профессиональной и научной дисциплины | Кодексы профессионального поведения IPRA |