Становление PR-технологий в России в настоящее время исследуется достаточно интенсивно, что вполне объяснимо. Нам необходимо оценить свой опыт, специфику, наши достижения и ошибки.
Первые попытки проанализировать особенности функционирования PR в России были сделаны Л. Невзлиным. Автор не ставил перед собой задачи подробно описать этапы становления и развития связей с российской общественностью, а лишь сделать предельно краткий фрагментарный экскурс.
В работах А. Векслера и М. Шишкиной предприняты попытки хронологической систематизации, осмысления и критической оценки информации, почерпнутой из американской литературы по истории PR, освещения иностранного и отечественного опыта в сфере связей с общественностью, а также содержатся анализ тенденций развития PR и его теории на отдельных этапах, сравнение подходов к PR в различных странах, рассмотрение теорий и концепций различных специалистов.
В целом следует отметить, что в России PR-технологии принципиально не отличались от действующих в мире, но имели свою национальную специфику. Так, в средневековой Руси примером демократического PR выступали народные вече. Это был орган городского самоуправления и одновременно форма прямых, без посредников, связей с общественностью.
Сегодня разновидностью таких контактов являются собрания, митинги, сессии и т.п.
Средневековые вече пользовались правом призывать на престол князя, решать хозяйственные вопросы, объявлять войну и заключать мир. С ликвидацией феодальной раздробленности и установлением единовластия московского князя простые граждане Древней Руси были отстранены от участия в обсуждении государственных и общественных дел.
В XVIII в. идеи вольтерьянства стали основой для духовного бунтарства, покушения на устои крепостничества. Среди образованной молодежи вольтерьянство стало символом интеллектуальной моды, поэтому царский двор, будучи институтом самодержавия, с одной стороны, преследовал подобное вольнодумство, с другой стороны, был очарован просветительскими идеями. Самодержавица российская — Екатерина II — вела специальную переписку с Вольтером, была причастной к просвещенной элите своего времени.
Идеи просветителей стали смыслом жизни и деятельности русских декабристов. Однако сами декабристы и их замыслы были далеки не только от русской общественности, но и от собственно дворянского сословия. Национальная русская трагедия декабря 1825 г. не стала уроком для радикальной, а затем и разночинной интеллигенции второй половины XIX в.: «хождения в народ» не имели успеха, вопреки ожиданиям и иллюзорному представлению интеллигентов о наличии крепких связей с народом.
Элементы PR в сфере экономики в России начинают развиваться параллельно с капиталистическими отношениями. Наиболее заметными они становятся в начале XX в.: на базе западных образцов создается реклама, а торговые ярмарки в Санкт-Петербурге, Москве, Нижнем Новгороде пользуются всемирной известностью.
События двух российских революций со всей убедительностью подтверждают значимость роли PR в борьбе за политическую власть: в стране доминирует атмосфера публичности; народные массы активно участвуют в общественной жизни; в российской прессе начала века появляются свои «макрейкеры-революционеры».
Многие статьи Плеханова, Ульянова, Троцкого и других революционеров-публицистов преследовали ту же цель, что и американские «макрейкеры», — разоблачение и призыв к общественному негодованию. Однако не для обуздания капиталистов (которых в России было не так уж и много), соблюдения законности и реализации на практике принципов демократии (которой в России совсем не было), а для свержения существовавшего политического строя.
Кроме того, в России подобные публикации не могли появляться повсеместно, «заговорщики» публиковались в основном в «подпольных» и малотиражных изданиях, которые не имели столь широкого круга распространения, как пресса США.
С января 1918 г., после разгона Учредительного собрания, плюрализм мнений в СМИ исчезает, усиливается гонение на представителей свергнутых классов, делается ставка на насилие и террор. Диктатура пролетариата постепенно трансформируется в диктатуру партии.
В период нэпа в России возрождается торговая реклама, однако его ликвидация в 1930-х годах приводит к замиранию. При скудности и распределении товаров, при планировании производства в рекламе просто не было необходимости. И, как известно, на рубеже 1920—1930-х годов в стране утверждается система тоталитаризма и сталинизма.
К концу 1930-х годов в СССР складывается не имеющий аналогов в истории тип государства. С одной стороны, принимается абсолютно демократическая Конституция, а с другой — на деле народные массы становятся объектом манипулирования политического руководства и фактически полностью лишаются возможности влиять на государственное и местное управление. Непрерывная пропагандистская работа, тотальная система слежки за мнимыми «врагами народа», всеобщая подозрительность и страх — характерные особенности СССР накануне Великой Отечественной войны.
Однако во время войны разъяснительная, агитационная и пропагандистская работа, проводившаяся партийными, комсомольскими работниками и активистами с людьми, которая была направлена на разъяснение той смертельной опасности, которая грозила при гитлеровском нашествии, безусловно, сыграла большую роль.
Значение слова «Родина» чувствовали и понимали все: солдаты на передовой, рабочие и колхозники в тылу, партизаны, люди, оставшиеся на оккупированной территории, — это вселяло веру в необходимую победу.
В годы войны и первый период восстановления народного хозяйства связь руководства страны с населением была наиболее осязаемой и тесной. Причиной тому были не только особые условия этого периода, но и четко отработанная система советского PR: агитация, пропаганда, политучеба, соревнования, литература, искусство, СМИ — все было направлено победу и затем на восстановление. Залогом успеха было то, что интересы руководства и широких масс населения совпадали.
Это совпадение интересов эффективно работало только в особые периоды. По мере того как страна поднималась из пепла, для принятия оптимальных решений в управлении народнохозяйственным комплексом требовались новые способы побуждения масс к творчеству, активности и проявлению инициативы. Однако никто не проводил такие поиски, а в управлении экономикой все более закреплялись командные методы, применялись подходы военного времени.
Все это усугубляло деформации в экономике, развивало социальную апатию и пассивность. Ложь, «дутые цифры», замалчивание промахов и неудач, манипулирование общественным мнением — лейтмотивы отношений руководства страны с общественностью на протяжении всего советского периода российской истории. А основной механизм связей с общественностью — рабочие, профсоюзные, комсомольские, партийные и др. собрания — завоевал у общественности страны к «закату социализма» снисходительное и ироничное отношение.
Не случайно провозглашенные верхами перестроечные лозунги в начале 1985 г.: «Ускорение социально-экономического развития», «Гласность», «Перестройка» — большинством советских граждан были встречены с искренним одобрением. Свобода слова и мысли, иллюстрируемые многими СМИ, умение М. С. Горбачева в общении с людьми обходиться без «озвучания» заранее написанного текста, его призывы к перестройке всколыхнули советское общество. Началось постепенное становление рыночных отношений во всех сферах российской экономики, а вместе с этим зародился отечественный PR. Появились первые, по ходу дела изучающие основы профессионального мастерства, PR-менеджеры, открылись первые PR-агентства. Стал формироваться рынок PR-услуг.
Правда, через два-три года выяснилось, что у руководства страны нет четкого представления о том, что и как нужно перестраивать. В результате - катастрофическое разрушение экономики, политические интриги, обнищание народа, массовая безработица, неприятие изменений. Социальная апатия и боязнь перемен до сих пор тормозят развитие демократического общества в России.
В этих условиях востребованность PR как механизма построения равноправного диалога очевидна. Однако процесс становления PR в России значительно затруднен в силу нескольких причин как объективного, так и субъективного характера. Это: патриархально-подданический тип политической культуры, наличие авторитарных традиций, ограничений и деформированный опыт представителей демократии, неразвитость институтов гражданского общества, массовая антирыночная психология, слабость и разобщенность общественного мнения.
Современный этап развития PR | Создание РАСО |