Материал предоставлен https://it.rfei.ru

Создание РАСО

Необходимость консолидации интересов участников рынка PR-услуг привели в 1991 г. к созданию Российской Ассоциации по связям с общественностью (РАСО). В состав этой организации вошли юристы, отдельные PR-специалисты, PR-структуры государственных, коммерческих, образовательных институтов страны. Инициаторами ее создания стали факультет международной информации МГИМО МИД СССР и Ассоциация молодых журналистов «ОКО». Учредителями выступили: ряд крупных банков, производственных объединений, бирж, фондов, СМИ, научные и общественные организации.

РАСО – некоммерческая общественная организация.

Миссия РАСО - консолидация усилий отдельных операторов PR-рынка для решения вопросов общеотраслевого значения.

Цели РАСО:

  • создание инфраструктуры отрасли Public Relations для всестороннего и поступательного развития сферы связей с общественностью;
  • защита интересов PR-отрасли в целом и каждого ее субъекта в частности;
  • внедрение в практику и деловой оборот в рамках отрасли профессиональных и этических норм, а также контроль за их соблюдением;
  • развитие кадрового потенциала PR-отрасли и совершенствование высшего и последипломного образования в сфере связей с общественностью.

Реализуя свои главные цели, РАСО:

  • оказывает содействие своим членам, а также иным заинтересованным лицам, организациям, предприятиям и учреждениям в изучении и использовании новейших достижений в области теории, методологии и практики современных связей с общественностью;
  • осуществляет исследования и способствует распространению знаний в области социальных коммуникаций и связей с общественностью, организует обмен опытом с зарубежными партнерами, устанавливает и развивает контакты с аналогичными международными и национальными организациями;
  • обеспечивает выработку основных критериев высокой профессиональной квалификации специалистов по связям с общественностью и содействует повышению профессионального уровня последних посредством оказания им методической и консультационной помощи, организации стажировок, учебных курсов и других мероприятий;
  • содействует разработке учебных программ по связям с общественностью и их реализации в системе высшего и последипломного образования;
  • способствует обмену стажерами, направлению отечественных и приему иностранных специалистов для чтения лекций, обучения и участия в переговорах по вопросам совместной деятельности в области связей с общественностью;
  • вырабатывает правила профессиональной этики в области связей с общественностью и следит за их соблюдением со стороны членов Организации, а также, в пределах ее возможностей, и со стороны других специалистов и организаций;
  • консультирует государственные, общественные и коммерческие организации по вопросам связей с общественностью;
  • осуществляет защиту профессиональных интересов членов Организации, разрабатывает рекомендации по принятию и совершенствованию нормативных актов, касающихся связей с общественностью, и доводит их в порядке законодательной инициативы до соответствующих органов государственной власти и управления;
  • содействует в разрешении возникающих между членами Организации профессиональных конфликтов;
  • способствует установлению деловых контактов отечественных и зарубежных организаций и специалистов по связям с общественностью с предприятиями и организациями, заинтересованными в приобретении соответствующих деловых услуг;
  • способствует формированию объективного образа профессиональной практики связей с общественностью и позитивного образа специалиста по связям с общественностью в общественном сознании и средствах массовой информации;
  • осуществляет на договорной основе привлечение средств заинтересованных членов Организации для решения социальных вопросов;
  • ведет работу по вовлечению на добровольной основе в свои ряды отечественных и зарубежных специалистов по связям с общественностью.

В июне 1997 г. РАСО была принята в Европейскую конфедерацию по связям с общественностью (CERP).

В 2001 г. РАСО приняла Российский Кодекс профессиональных и этических принципов в области связей с общественностью, попытавшись четко обозначить правила этического поведения в данной сфере деятельности.

РОССИЙСКИЙ КОДЕКС ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ И ЭТИЧЕСКИХ ПРИНЦИПОВ В ОБЛАСТИ СВЯЗЕЙ С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ

Принят на заседании Исполнительного Совета Российской Ассоциации по связям с общественност 26 сентября 2001 г. (г. Москва)

Российская Ассоциация по связям с общественностью, основываясь в своей профессиональной деятельности на общечеловеческих ценностях и универсальных правах личности, прежде всего, свободе слова, свободе печати и свободе собраний, а также на уважении права человека на свободный доступ к информации, осознавая свою ответственность перед обществом и законом, в том числе за достоверность, точность и честность распространяемой информации, руководствуясь пониманием важности формирования и внедрения в повседневную практику этических ориентиров и профессиональных стандартов деятельности консультантов и агентств, предоставляющих услуги в области связей с общественностью, провозглашает следующие принципы и нормы своей профессиональной и этической деятельности:

Общие профессиональные принципы

1.1. Деятельность консультанта или агентства, предоставляющих услуги в области связей с общественностью, должна исходить из общественного блага и не может наносить ущерб законным интересам, чести, достоинству личности. Участие в любых мероприятиях, ставящих под угрозу интересы общества или преследующих тайные, необъявленные публично цели, решительно отвергается.

1.2. Практическая деятельность консультанта или агентства по связям с общественностью должна строиться на неукоснительном соблюдении принципов точности, правдивости и добросовестности передаваемой информации. Запрещаются любые попытки обмануть общественное мнение, а также использование ложных или вводящих в заблуждение сведений, распространение информации, причиняющей вред третьим сторонам, или применение ведущих к этому форм и методов работы.

Принципы взаимоотношений с клиентами

2.1. Консультант или агентство, предоставляющие услуги в сфере связей с общественностью, должны придерживаться честного и откровенного подхода в отношениях со своими клиентами или нанимателями. Они не могут одновременно представлять интересы конфликтующих или конкурирующих сторон без их на то согласия.

2.2. Консультант или агентство обязаны соблюдать полную конфиденциальность, строго придерживаться принципа секретности информации, полученной от настоящих, бывших или потенциальных клиентов или нанимателей, кроме тех случаев, когда клиент предоставил такую информацию для публичного использования или дал ясное разрешение на ее разглашение. Ограничения конфиденциальности допустимы только в случаях, прямо предусмотренных действующим законодательством.

2.3. Консультант или агентство по связям с общественностью обязаны открыто заявить о своих обстоятельствах в случае, если их личные интересы или обязательства могут вступить в противоречие с интересами их клиента. Они не должны ориентировать своего клиента на деловые связи с фирмами или организациями, в которых они сами имеют финансовые, коммерческие или любые иные интересы, без предварительного объявления о таковых. Недопустимо получение материального вознаграждения в любой форме от третьей стороны за услуги, выполняемые по заказу клиента или нанимателя, без согласия на то последнего.

2.4. Консультант или агентство не должны предлагать или выплачивать для обеспечения интересов своего клиента, а также способствовать своими действиями тому, чтобы клиент предлагал или выплачивал вознаграждение лицам, занимающим общественные и государственные посты или работающим в организациях, созданных в соответствии с законом, в случаях, когда такое действие несовместимо с интересами общества.

2.5. Консультант или агентство во взаимоотношениях с клиентами не должны:

а) использовать информацию о клиенте с целью получения финансовой или иной выгоды;

б) оказывать клиенту услуги на условиях, которые могут повлиять на независимость, объективность и честность консультанта или агентства;

в) гарантировать клиенту конкретного результата, если достижение такового не находится под прямым и непосредственным контролем консультанта или агентства;

г) заключать контракт с клиентом или нанимателем, согласно которому консультант или агентство гарантируют достижение каких-либо количественных результатов методами и средствами, противоречащими требованиям настоящего Кодекса.

2.6. Если выполнение услуг для клиента или нанимателя может привести к серьезным нарушениям правил профессионального поведения или подразумевает действия, противоречащие принципам настоящего Кодекса, консультант или агентство обязаны предпринять шаги к тому, чтобы немедленно уведомить об этом своего клиента или нанимателя, а также сделать все, чтобы убедить последнего уважать требования Кодекса. Если же клиент или наниматель упорствует в своих намерениях, консультант или агентство обязаны, тем не менее, соблюдать Кодекс вне зависимости от грозящих последствий.

Принципы взаимодействия с коллегами в сфере связей с общественностью

3.1. В отношениях с коллегами консультант или агентство по связям с общественностью должны избегать нечестной конкуренции. Консультант или агентство не должны умышленно наносить ущерб профессиональной репутации или работе коллег.

3.2. Если у консультанта или агентства есть доказательства того, что другой консультант или агентство виновны в неэтичном поведении или в незаконной, нечестной деятельности и нарушении настоящего Кодекса, они обязаны предоставить эту информацию руководящим органам и профильным комиссиям национальной профессиональной ассоциации.

3.3. Консультант или агентство не должны в своей работе пользоваться методами, унижающими достоинство клиентов или нанимателей другого консультанта или агентства.

3.4. Консультант или агентство не должны публиковать или иным способом распространять на коммерческих условиях методики и технологии, авторство которых принадлежит другому консультанту или агентству, что может быть достоверно установлено, иначе как с письменного согласия последних.

Принципы взаимоотношений со средствами массовой информации и представителями других профессий

4.1. Консультант или агентство не должны предпринимать действия, могущие нанести ущерб репутации СМИ.

4.2. Новостная информация должна поставляться без оплаты и какого-либо скрытого вознаграждения за ее использование или публикацию.

4.3. Если возникнет необходимость проявить инициативу или осуществить какой-либо контроль за распространением информации в соответствии с принципами настоящего Кодекса, консультант или агентство могут сделать это с помощью платной публикации в прессе или заплатив за время вещания на радио и телевидении в соответствии с правилами и практикой, принятыми в этой области.

4.4. В своих взаимоотношениях с представителями других профессий и в других областях общественных отношений консультант или агентство должны знать и уважать правила и практику, принятые в этих профессиях, и соблюдать их в той степени, в которой они совместимы с этикой его собственной профессии и настоящим Кодексом.

Отношение к профессии связи с общественностью

5.1. Консультант или агентство должны воздерживаться от любых действий, могущих нанести ущерб репутации профессии. Они не должны причинять ущерба национальной профессиональной ассоциации, эффективному выполнению ею своих функций, ее доброму имени.

5.2. Долг каждого консультанта или агентства не только самим уважать настоящий Кодекс, но и способствовать тому, чтобы он был широко известен и понятен всем; сообщать руководящим органам и профильным комиссиям национальной профессиональной ассоциации обо всех нарушениях или подозрениях в нарушениях Кодекса, которые стали ему известны.

5.3. Консультант или агентство, которые допускают нарушение настоящего Кодекса другими консультантами или агентствами, будут сами считаться нарушителями Кодекса.

5.4. Контроль за соблюдением консультантами и агентствами настоящего Кодекса осуществляется руководящими органами и профильными комиссиями национальной профессиональной ассоциации, в задачи которых входит решение конфликтных ситуаций в сфере связей с общественностью и принятие по ним соответствующих мер.

Следует отметить, что в 1999г. была создана другая ассоциация — Ассоциация компаний-консультантов в области связей с общественностью (АКОС). Это первая российская профессиональная ассоциация компаний-консультантов, работающих в сфере PR, она объединила наиболее авторитетные независимые компании России. АКОС является членом Международной ассоциации консультантов в области связей с общественностью (International Communications Consultancy Organization, ICCO).

Цели и задачи АКОС

на внутреннем рынке:

  • наращивание потенциала деловой активности в сфере PR;
  • способствование повышению профессионального уровня российского рынка по связям с общественностью;
  • внедрение на российском рынке PR международных стандартов качества обслуживания клиентов;
  • защита и продвижение деловых интересов PR-агентств и PR-консультантов в целом;

на внешнем рынке:

  • развитие международных контактов и связей российских PR-агентств;
  • совместная работа членов Ассоциации, обладающих высоким профессионализмом и владеющих всей палитрой современных инструментов и методов PR, со своими иностранными партнерами, входящими в ICCO (и работа по упрочению позитивного восприятия России и ее бизнеса за рубежом);
  • участие в крупных международных программах.

Агентства — члены Ассоциации предоставляют своим клиентам на российском рынке полный спектр услуг по связям с общественностью, включая отношения со СМИ, связи с профессиональными сообществами, общественными организациями и правительственными структурами, формирование корпоративного имиджа, управление маркетинговыми коммуникациями, управление кризисными ситуациями, проведение предвыборных кампаний и исследования общественного мнения.

Основные сферы, где спрос на услуги PR в России наиболее высок, это: политика, финансы, банковский бизнес, государственная деятельность, торговля, туризм. Сегодня можно говорить о двух направлениях развития рынка PR-услуг в нашей стране — это корпоративный PR (бизнес-PR) и политический PR (политический консалтинг).

Наиболее эффективен бизнес-PR в рамках рекламных и promotion-кампаний крупных фирм, холдингов, корпораций. Этот «внутрифирменный PR» ориентирован не только на «организационные коммуникации», но и на бизнес-консультирование, организационно-психологический консалтинг, формирование корпоративной культуры, а также на создание институциональных форм PR: пресс-служб и отделов (или Департаментов, управлений) по связям с общественностью.

В настоящее время в целом ряде вузов открыта специализация «связи с общественностью». Например, в МГУ им. М. В. Ломоносова, МГИМО, Дипломатической академии.

В 1996г. начал издаваться первый российский профессиональный журнал о связях с общественностью и рынке PR — «Советник». В 1997г. появилась первая национальная премия в области развития связей с общественностью — «Серебряный лучник». В 1999г. была учреждена Всероссийская премия студенческих работ по PR-проблематике «Хрустальный апельсин».

Проводятся и другие конкурсы: «PRoбa» — конкурс на получение премии в области связей с общественностью (Санкт-Петербург, Северо-Западное отделение РАСО); «Белое крыло» — Уральская премия за достижения в сфере PR; «Pronline» — конкурс студенческих работ, посвященных проблемам российского PR. Все это свидетельствует о неуклонном и стабильном развитии PR-индустрии, что, безусловно, очень важно для обеспечения прозрачности бизнеса и информационной открытости в современной России.

Становление PR в РоссииКонтрольные задания к главе "Становление и развитие PR-деятельности"