Концепция акционерной стоимости по-прежнему популярна, особенно среди акционеров. Проблема заключается в том, что расчет акционерной стоимости или вообще ценности чего-либо — рискованное предприятие. Консультанты, рвущиеся воспользоваться модой на акционерную стоимость, создали обескураживающее количество продуктов, которые обещают объяснить и измерить все. Среди альтернатив — добавленная экономическая стоимость, доходность от капиталовложений и ценностно-ориентированное управление. Все это вращается вокруг разнообразных подходов и показателей.
Здесь начинаются сложности. Подходы бывают разными. Альфред Раппопорт опирается на оценку того, что он называет «факторами стоимости» — это темпы роста продаж, маржа операционной прибыли и стоимость капитала. Другие предпочитают оценку общей отдачи для акционеров (TSR), которая отражает уровень отдачи от первоначального приобретения акций, потока дивидендов, получаемых инвестором, и продажи акций в конце периода владения. Третьи утверждают, что компаниям нужно оценивать три наиболее важных момента: удовлетворенность потребителей, удовлетворенность работников и денежные потоки.
В конечном итоге на основе тех или иных оценок компания сможет оценить свою эффективность в связи со стоимостью. Следующий шаг не менее сложен: какого уровня роста стоимости можно добиться и какой желателен? Средняя результативность компаний из индекса FTSE 100 за три года требует общей отдачи для акционеров порядка 6—8% (плюс уровень инфляции). Чтобы попасть в верхний квартиль, необходимы еще 5—8%.
Скептики полагают, что акционерная стоимость — это просто еще одно изобретение консультантов, но популярность идеи среди таких компаний, как Lloyds-TSB Group, и первой десятки американских конгломератов позволяет предположить, что этот инструмент все-таки работает, по крайней мере, для мониторинга эффективности.
А для глобальных компаний важнейшим преимуществом акционерной стоимости, пожалуй, является то, что она дает универсальные корпоративные результаты, а не те, которых требуют локальные правила бухгалтерской отчетности.
Основная мысль | Рекомендуемая литература |