Успешный процесс выдачи лицензий включает в себя множество шагов, которые должны быть предприняты, чтобы удовлетворить потребности и лицензирующего, и получающего лицензию, которые зависят друг от друга в течение срока действия соглашения. Эти потребности должны быть полностью удовлетворены для обеих сторон. Этот процесс будет рассмотрен с точки зрения лица, выдающего лицензию, как изображено на рисунке.
Продукция, процесс, ноу-хау, право на производство, право поставки на рынок и распространения или право использовать продукт в процессе производства другой продукции, — на все это может выдаваться лицензия.
Бывают разные ситуации, поэтому лучшая комбинация прав на технологию, на которую предприниматель хочет выдавать лицензии, должна определяться так, чтобы его технология приносила максимально возможный доход.
Некоторые предприниматели выбирают лицензирование второстепенных или базовых технологий, когда им нужно расширить влияние своих компаний на различных рынках и когда у них нет возможностей сделать это в одиночку. Другие могут решить, что нужно держать свои технологии в секрете для внутреннего использования, обычно для преимущества в работе.
Как при любой сделке купли-продажи, покупатели или лица, получающие лицензию, будут покупать преимущества. Эти преимущества нужно четко определить; другими словами, что делает лицензию ценной для покупателя? Способность лицензирующего получить наивысшую оценку технологии — это функция преимуществ, которые клиенты считают связанными с технологией, а также вспомогательных преимуществ от любого ноу-хау, которое передается вместе с технологией. Эти преимущества легко определить с точки зрения того, кто выдает лицензии, но также важно определить и перспективу покупателя.
Важно удостовериться, что потенциальный рынок, на который лицо, берущее лицензию, собирается поставлять продукцию, будет требовать ее достаточно много для того, чтобы получить доход, который окупил бы затраченные средства и усилия.
Если технология, на которую выдается лицензия, является новой, то есть, недостаточно известной, лицензирующему придется создать ситуацию для рыночной осуществимости, чтобы привлечь потенциальных получателей лицензии. Этим потенциальным получателям, вполне возможно, придется провести свое собственное маркетинговое исследование, и его результаты будут представлены лицензирующему как часть стратегии переговоров, но выдающему лицензию всегда стоит провести свое собственное исследование.
Все получающие лицензию стараются создать благоприятную ситуацию на рынке, который они избрали, они могут просто не сообщить о негативных моментах. Поэтому выдающий лицензию должен сам обнаружить, что эти негативные моменты могут существовать, и что они преодолимы.
Так как лицензионное соглашение обычно действует в течение нескольких лет, очень важно удостовериться, что любой потенциальный получатель лицензии обладает ресурсами, знаниями и навыками, чтобы соблюдать сроки и условия лицензионного соглашения и успешно коммерциализировать технологию.
Любой потенциальный кандидат на получение лицензии должен предоставить контактную информацию относительно предыдущих лицензионных соглашений, если они были.
Сторона, выдающая лицензию, должна затем придерживаться тесных контактов, чтобы понять, надежен ли кандидат в плане выплаты отчислений и сможет ли он достичь поставленных перед ним целей. Хорошим показателем может стать то, как сторона, получающая лицензию, будет вести себя, заключив новое лицензионное соглашение.
Интеллектуальная собственность в форме патентов является, возможно, самым недооцениваемым из всех активов.
Компания Texas Instruments получает более 400 миллионов долларов ежегодно от лицензирования, а Стэнфордский университет — 200 миллионов в год.
Конечную стоимость лицензионного соглашения определяют несколько факторов:
Конечная стоимость интеллектуальной собственности определяется при переговорах при условии взаимного доверия сторон.
О лицензировании | Оценка передачи прав |