Материал предоставлен https://it.rfei.ru

2.9 Влияние цвета и света на восприятие объемов в пространстве

Большое влияние на восприятие формы оказывает свет, его направление, падающие и собственные тени. При освещеним комнаты неярким светом, отраженным от потолка, т.е, падающим на все предметы сверху, создается впечатление пасмурного полдня. При одностороннем освещении, резком и теплом по цвету, которое образует резкие тени от всех предметов, создается ощущение летнего вечера, когда свет яркий боковой и т.п. Наиболее правильное впечатление о цвете мы получаем при солнечном освещении в полдень.

В свете ламп накаливания почти отсутствуют синяя и фиолетовая части спектра, поэтому красные, оранжевые, желтые и зеленые цвета воспринимаются лишь с незначительными отклонениями по сравнению с этими же цветами при дневном свете, в то время как синие и фиолетовые поверхности значительно темнеют и краснеют.

Свет люминесцентных белых ламп дневного света по своему спектральному составу близок к естественному дневному свету небосвода. При освещении этими лампами восприятие цвета будет относительно правильным, совпадающим с восприятием при дневном освещении.

Для освещения объектов, имеющих «холодные» цветовые оттенки поверхностей, следует применять источники света с высокой цветовой температурой (лампы ДРЛ, ДРИ (Дуговая Ртутная с Излучающими добавками), люминесцентные лампы ЛД (дневной свет), ЛХБ (холодно-белый свет) и т.п.).

Для освещения объектов, имеющих «теплые» цвета, следует применять преимущественно источники света с низкой цветовой температурой (лампы накаливания, в т.ч. галогенные, люминесцентные типа ЛТБ (тёпло-белый свет), ЛБ (белый свет) и т.п.).

В зависимости от способа решения задачи соотношений предмета и фона можно добиться впечатления удаленности или приближенности предмета, ощущения увеличения пространства и наоборот, создания т.н. «кулисной перспективы» — т.е. наложение контуров, выявление ближнего плана, второго, иллюзорное отдаление третьего плана (табл. 4).

Таблица 4. Изменение цвета в зависимости от цвета фона (при естественном освещении)

  • Синий и голубой цвет кажутся нам более удаленными, чем желтый и красный. Более теплый и более насыщенный цвет воспринимается как более близкий, а холодный и более разбеленный — как более дальний, что связано со сложившимися представлениями об удалении.
  • Помещения со светлой окраской и отделкой оборудования кажутся всегда больше, чем помещения того же размера с темной окраской и отделкой. Высветление теней за счет окраски также способствует менее четкому и контрастному восприятию объема. При естественном освещении помещение, у которого затененная стена со светопроемами окрашена в белый цвет, будет казаться просторнее как за счет ликвидации сильного яркостного контраста, так и за счет менее четкого восприятия внутреннего объема помещения.
  • Если окраска теневых сторон предмета светлее, то зрительно воспринимаемый объем уменьшается. Если тона мебели насыщенные и темные, то объемы кажутся приближенными и более крупными, если тона менее насыщенные и холодные, то объемы кажутся удаленными.
  • Окраска больших плоскостей в маленьком помещении в насыщенные и темные цвета приводит к затеснению пространства. Окраска помещения в светлые и холодные малонасыщенные цвета иллюзорно расширяет помещение. Окраска плоскости или объемов несколькими цветами разрушает впечатление монолитности.
  • Тепло и насыщенно поданый первый план на холодном и разбеленном фоне воспринимается как расположенный близко к наблюдателю. Эффект отдаления фона при этом будет ощутимей.
  • Если в помещении, окрашенном в теплый тон, одна стена выделена разбеленным голубым или светло-зеленым цветом, то создается впечатление удаленности этой стены. Это впечатление усиливается, если перед этой стеной расположен ярко или тепло окрашенный объект, выходящий на первый план и способствующий большему удалению фона.
  • Если в большом и длинном помещении (коридоре, проходе) торцевые стены или встроенные в торцы шкафы окрашены холодным «удаляющим» колером, то создается впечатление удлинения помещения или сквозного прохода. Сам проход в этом случае будет казаться уже. Если же торцы коридора окрашены в теплые, интенсивные тона, то его длина будет зрительно сокращаться. Зрительному сокращению длины будет также способствовать размещение в торцах элементов с крупными деталями или членениями, окраска контрастными цветами и т.п., а проход в этом случае будет казаться шире.
  • Цветовая окраска может вызвать явления, сходные с известными оптическими иллюзиями. Желтый цвет, например, зритепьно как бы приподнимает поверхность, и она кажется более обширной. Белый и желтый цвета создают эффект иррадиации. Они как бы распространяются на расположенные рядом с ними более темные поверхности, уменьшая их. Плоскости, окрашенные в темно-синий, фиолетовый и черный цвета, зрительно уменьшаются и устремляются книзу.

Вышеперечисленные приемы описывают лишь некоторую группу психофизиологических явлений, возникающих в результате совокупного воздействия цвета и света. Для более глубокого знакомства с данной проблематикой при решении эргономических задач необходимо привлечение сведений из областей светотехники и колористики как наук близких эргономике.

2.8 Цвет и жизнедеятельность человека в архитектурной средеТест 2. Основы эргономики