Более 80% информации об окружающей среде человек получает визуально; свет — возбудитель органа зрения, первичногo чувствительного канала для получения этой информации. Освещение не только необходимо для выполнения процессов жизнедеятельности, но оно также имеет значительное влияние на психическое состояние и физическое здоровье вообще (рис. 5). Свет оказывает на организм человека тонизирующий эффект, улучшает теплообмен, влияет на иммунобиологические процессы.
«Двойная» природа света в современной среде обитания — мы делим освещение на естественное и искусственное — изначально требует соблюдения ряда правил при формировании нашего окружения:
1) благоприятные условия для пребывания в помещении и для трудовых процессов создаются при естественном освещении, обеспечивающем связь с внешним пространством;
2) наиболее приемлем вариант, учитывающий смену времени суток. Он возникает при совмещенном освещении, включающем компонент естественного света при сохранении визуальной связи с внешним миром;
З) сокращение времени пребывания в помещении при искусственном «дневном» освещение, т.к. оно при длительном воздействии вызывает: большую напряженность в работе; ухудшение координации; ухудшение психомоторики; замедленную, вялую реакцию сердечно-сосудистой и дыхательной систем; снижение активности вегетативной нервной системы.
При естественном освещении производительность труда на 10% выше, чем при искусственном, однако сила естественного освещения непостоянна, т.к. зависит от времени года, суток, ориентации, высоты соседних зданий, чистоты стекол и т.д.
При использовании искусственного освещения монотонность приводит к повышенной психоэмоциональной чувствительности, ощущению тоски, тревоги, сокращению производительности труда. Так, в торговых учреждениях, размещенных в подземных зонах, обслуживающему персоналу рекомендуется проводить там не более 4 часов подряд.
Статичный характер освещения быстрее приводит к утомляемости.
Динамическое освещение — изменение освещенности — необходимо для нормального протекания процессов жизнедеятельности человека. Физиологические процессы протекают ритмично, в т.н. «околосуточном» режиме. Освещение помещений оказывает влияние на зрительную оценку интерьеров, восприятие его габаритов, деталей, колористического решения.
В эргономике обычно пользуются следующими фотометрическими понятиями:
Эти понятия (категории), сведенные в эмпирические комбинации (приемы освещения), позволяют проектировщику реализовать основные цели организации освещения в помещениях:
Оптимальное освещение на рабочем месте характеризуется следующими основными параметрами:
На рабочих местах освещение дополнительно выполняет следующие задачи:
Освещение может быть общим, местным и комбинированным, а также рассеянным, направленным, отраженным.
Независимо от способа освещения уровень необходимой освещенности определяется следующими параметрами:
Качество освещения любых помещений должно оцениваться комплексно, во взаимодействии системы требований и факторов освещенности.
Как правило, искусственное освещение делится на общее и местное, и расчет этих систем делается раздельно.
При установке светильников в целях обеспечения оптимального освещения необходимо соблюдать следующие правила:
Типичная ошибка малоопытных проектировщиков — утверждение, что источник света на рабочем месте должен располагаться слева, чтобы исключить тени в рабочей зоне. Это справедливо для «правши», а для «левши» источник должен находиться справа.
Один из наиболее вредных дефектов освещения — блескость. Под блескостью понимается специфическое свойство ярко освещенной поверхности вызывать ослепнение или дезадаптацию (адаптация — приспособление, дезадаптация — отсутствие адаптации) наблюдателя.
Из-за блескости при прямом освещении эффективность чтения, например, по прошествии трех часов снижается на 80%, в то время как при системе отраженного света и отсутствии блескости снижение составляет лишь 10%.
Цвет света, или спектральный состав светового потока, если пользоваться научной терминологией, существенно влияет на вид освещенного предмета. Это влияние, выражающееся в зависимости цвета предмета от спектра излучения источника, характеризуется понятием цветопередачи. Оценить цветопередачу конкретного источника света можно, сравнив ее с цветопередачей эталонного источника.
2.4 Комплексность влияния факторов формирования среды | 2.6 Характеристика светотехнического оборудования |