Пространство и формы объектов среды жизнедеятельности воспринимаются человеком через освещение, а также благодаря различиям в цвете. Понятие «свет» и «цвет» неразделимы как в физике, так и в психофизиологии.
Естественный свет, считающийся белым, по физическому закону преломления раскладывается с помощью стеклянной призмы на цвета спектра от красного до фиолетового. Эти определенные цвета называются спектральными, или хроматическими. Поверхности объектов по-разному отражают излучение: одни лучи — в большей степени, другие — в меньшей. Определяют цвет поверхности, главным образом, отраженные лучи. Если поверхности отражают все лучи спектра примерно в одинаковом соотношении (так, как они присутствуют в неразложенном призмой белом свете), то их называют ахроматическими (бесцветными). Это белый, черный и различные градации серого цвета.
Задачи, решаемые с помощью цвета, можно разделить на три группы (рис. 7):
Участие цвета в создании психофизиологического комфорта:
Задачи второй группы (эстетические аспекты цвета), не отделимые от проблем первой, подразделяются на самостоятельное эстетическое воздействие цвета и цветовых гармоний на человека, а также использование цвета как средства композиции (увязка цветового решения с объемно-пространственной композицией, интерьером в целом и т.д.).
Участие цвета в организации системы средств производственной информации:
При использовании цвета как фактора психофизиологического воздействия учитывают, в частности, цветовые ассоциации и предпочтения (табл. 3). Однако следует помнить, что эти данные ориентировочны и могут меняться с изменением чистоты цвета, сочетания цветов, условий освещения и других параметров конкретной проектной ситуации.
Основные характеристики светоцветового решения выбираются также с учетом таких психофизиологических особенностей людей, для которых предназначается среда или объект, как возраст, пол, профессия, национальность и пр.
Хрестоматийным стало описание реально проведенного эксперимента по подтверждению влияния цвета на психофизиологическое состояние человека. На банкете гостям подали блюда из свежайших продуктов. После первого насыщения был включен скрытый свет, проходящий через особые светофильтры. При этом освещении цвета кушаний на столе удивительно изменились. Мясо стало казаться серого цвета, салат — фиолетового, свежий зеленый горошек приобрел цвет черной икры, молоко стало фиолетово-красным, яичный желток — красно-коричневым. У большинства гостей пропал аппетит, а некоторым стало дурно.
Используя светосветовые эффекты, различные технические приемы для их создания, конечно, можно обеспечить не только негативные, но и позитивные психофизиологические реакции человека, повлиять на его эмоциональное состояние, эстетические переживание.
Цветовые воздействия влекут за собой перестройку нервной системы, под воздействием тех или иных цветов возникают изменения самочувствия человека и его работоспособности.
Специалистами был разработан принцип комплексности ощущений органов чувств (звуковые, вкусовые, обонятельные и осязательные), влияющих на цветовосприятие. Так, чувствительность к зелено-голубым цветам под влиянием звуков заметно повышается, а к красно-оранжевым цветам — снижается. Считается, что цвет заключает в себе как бы «звуковой смысл», он может казаться «мелодичным», «шумным», «хаотичным». В свою очередь контрастные цветовые сочетания могут активизировать звуковое восприятие. Цвета ассоциируются у человека с определенным представлением о весе, они имеют различный зрительный вес — одни производят впечатление более «тяжелых», другие — более «легких»; так объем, окрашенный в светлый тон, выглядит легче аналогичного, окрашенного в темный тон, т.е. светлые тона «легче» темных. Теплые, насыщенные цвета предметов вызывают ощущение тяжести предметов в отличие от имеющих холодный и светлый тон.
Нахождение гармонических соотношений — важнейшая проблема при решении интерьера. Те цветосочетания, которые благоприятны для тихого отдыха, оказываются неблагоприятными для отдыха активного или рабочей деятельности.
Общие черты влияния цвета на психику человека:
С наибольшей точностью человек опознает фиолетовый, голубой, зеленый, желтый и красный цвета. При отделке помещений пользуются чаще всего цветовыми стандартами в виде альбомов, атласов и таблиц цветов. Альбом с широким диапазоном цветов, широко при меняемый на практике, называется колерная книжка. Специалисту необходимо иметь атлас образцов, в котором цвета даны по определенной системе, что позволяет точнее находить цветовые гармонии.
2.7 Расположение светильников в жилых помещениях | 2.9 Влияние цвета и света на восприятие объемов в пространстве |