Материал предоставлен https://it.rfei.ru

Фирменное наименование и товарный знак

Исключительные права на товарный знак и фирменное на­именование имеют много общего. Они возникают только после регистрации, относятся к объектам промышленной собственности, а также от­носятся к категории абсолютных и исключительных прав.

Однако данные права имеют и ряд отличий. Фирменное на­именование неотчуждаемо от организации, а право на товарный знак может быть полностью или частично уступлено.

Фирменное наименование индивидуализирует конкретное юридическое лицо, а товарный знак — товары и услуги, произво­димые или оказываемые организацией или предпринима­телем.

В России сформировалась практика, согласно которой ориги­нальная часть фирменного наименования включается в товарный знак. Но существует и другой вариант, согласно которому пред­приимчивые бизнесмены регистрируют организацию с наимено­ванием, сходным до степени смешения со словесным элементом товарного знака.

Впрочем, в целях защиты прав на известные фирменные на­именования п. 1 ст. 1476 ГК РФ устанавливается, что фирменное наименование или отдельные его элементы могут использоваться правообладателем в составе принадлежащего ему коммерческого обозначения. При этом фирменное наименование, включенное в коммерческое обозначение, охраняется независимо от охраны коммерческого обозначения.

Сложившаяся судебная практика, связанная со столкнове­ниями обладателей исключительных прав на фирменное наиме­нование и товарный знак, всегда подтверждает законодательную истину: использование права на фирменное наименование не на­рушает права на товарный знак.

К примеру, ООО «МПК «Атлант» обратился с иском к ООО «ПКФ «Атлант-Авто» с требованием прекратить нарушение права на товарный знак. Истец обосновал иск тем, что ответчик нарушает его права на товарный знак, оказывая однородные услуги и рекламируя их, используя обозначение «Атлант», сходное с товарным знаком истца до степени смешения.

Отказывая в иске, суд подтвердил, что использование в газетной и телевизионной рекламе ответчиком собственного фирменного наименования не может являться нарушением права владельца товарного знака. Фирменное наименование юридического лица, в отличие от товарного знака и знака обслуживания (индивидуализирующих товары и услуги), призвано индивидуализировать самого производителя товаров и услуг (см.: постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 4 июля 2000 г. № Ф04/1647-354/А70-2000).

Использование чужих фирменных наименованийФирменное наименование и доменное имя в Интернет