Материал предоставлен https://it.rfei.ru

Регистрация фирменных наименований

Базовым документом, регулирующим отношения по использованию фирменных наименований, является Парижская конвенция. Исходя из п. 4 ст. 15 Конституции РФ, при противо­речии с федеральным законодательством (в том числе Граждан­ским кодексом РФ) могут применяться правила данной Конвен­ции.

На сегодняшний день при регистрации юридических лиц не предусмотрено особого порядка регистрации и/или проверки регистрации фирменных наименований. Что в принципе не про­тиворечит ст. 8 Парижской конвенции по охране промышленной собственности, согласно которой: «фирменное наименование охраняется… без обязательной подачи заявки или регистрации...».

В соответствии с Федеральным законом от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» в Едином государственном реестре юридических лиц содержатся сведения о полном и (в слу­чае, если оно имеется) сокращенном наименовании, в том числе фирменном наименовании на русском языке для коммерческих организаций. Но на налоговые органы, осуществляющие регистра­цию юридических лиц, не возложены полномочия по осуществле­нию проверок фирменных наименований юридических лиц.

В сущности, это соответствует распространенному в юри­дических кругах мнению, что возникновение в России прав на фирму «как у иностранных, так и у российских юридических лиц не может увязываться с фактом специальной регистрации фирменного наименования, как и вообще зависеть в своих признании и охране от подобной регистрации».

Особое внимание следует обратить на то, что некоммерче­ским организациям в РФ прямо не запрещено иметь фирменные наименования. Так, если согласно п. 4 ст. 54 ГК РФ для коммер­ческих организаций требование иметь фирменное наименование является императивным, то некоммерческие организации могут приобретать права на фирменное наименование по собственному усмотрению.

Согласно п. 3 ст. 50 ГК РФ некоммерческие организации могут осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради ко­торых они созданы, и соответствующую этим целям. Поэтому некоммерческие организации, участвующие в коммерческом обороте, имеют все основания для индивидуализации своего наименования. Однако некоммерческие организации, которые не участвуют в коммерческом обороте, не могут быть понужде­ны к регистрации фирменного наименования.

В сущности, все сомнения на этот счет могут развеяться по­сле прочтения ст. 4 Федерального закона РФ от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», согласно которой некоммерческая организация, наименование которой зареги­стрировано в установленном порядке, имеет исключительное право его использования. Под наименованием в данном случае понимается указание на организационно-правовую форму не­коммерческой организации и характер ее деятельности. То есть, отсутствует прямой запрет на использование некоммерческими организациями фирменных наименований.

В Парижской конвенции по охране промышленной собствен­ности также нет прямой классификации на «привязку» исключи­тельного права на фирменное наименование у коммерческих или некоммерческих организаций.

Впрочем, несмотря на практические и теоретические пред­посылки, в одном из арбитражных разбирательств некоммерче­ской организации было отказано в праве на защиту собственного фирменного наименования, поскольку, по мнению суда, истец в силу ст. 54 Гражданского кодекса не имеет права на фирменное наименование.

Право на фирмуФирменные наименования в коммерческом обороте