Материал предоставлен https://it.rfei.ru

Дублирование фирменных наименований

Отсутствие проверок по поиску сходных наименований при государственной регистрации остав­ляет нерешенной проблему дублирования. Эталоном для аналогии тут может выступать практика ока­зания Федеральным институтом промышленной собственности услуг по поиску сходных с заявленным словесных обозначений в автоматизированной системе базы данных товарных знаков Роспа­тента.

Регистрируя организацию и осуществляя постановку на бух­галтерский учет исключительного права на фирменное наимено­вание, вы не имеете реальных подтверждений на использование этого права в соответствии с законом.

Нет подтверждений обладания исключительным правом и у владельца фирменного наименования, передающего права на него по договору коммерческой концессии (или иным гражданско-правовым договорам, рассмотренным ранее). В данном случае оспаривание прав на фирменное наименование может повлечь за собой недействительность соответствующего гражданско-правового договора.

Интересен опыт решения данной проблемы на региональном уровне. В законе г. Москвы № 14 от 28 июня 1995 г. «Об основах малого предпринимательства в Москве» указывается, что при регистрации субъектов малого предпринимательства уполномоченный регистрирующий орган обязан осуществлять контроль дублирования фирменного наименования юридических лиц в границах города Москвы. Под «дублированием фирменных наименований» московский законодатель понимает «полное совпадение слов, их порядка в наименовании с учетом знаков препинания».

Также в законе г. Москвы предусматривается вполне логичная, но тем не менее прямо не прописанная в федеральном законодательстве аксиома: «В случае обнаружения дублирования фирменного наименования у нескольких зарегистрированных юридических лиц преимущественное право на сохранение своего фирменного наименования имеет организация, зарегистрированная раньше других, со статусом юридического лица. Остальные юридические лица обязаны изменить фирменное наименование юридического лица и зарегистрировать указанные изменения в течение одного месяца со дня уведомления о факте дублирования фирменного наименования уполномоченным регистрирующим органом».

Аналогичные нормы, кстати, прописаны и в законе Краснодарского края от 24 мая 2000 г. № 270-КЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства на территории Краснодарского края».

В федеральном законодательстве в определенных отраслевых рамках также осуществлялись попытки разрешить данную проблему, однако, несмотря на четко прописанные законодательные нормы, эффективность их правоприменения вызывает сомнения. В частности, в соответствии с п. 3 ст. 4.1 Закона РФ от 27 ноября 1992 г. № 4015-1 (в ред. от 21.07.2005 г.) «Об организации страхового дела в Российской Федерации» фирменное наименование субъекта страхового дела — юридического лица должно содержать ряд элементов:

— указание на организационно-правовую форму субъекта страхового дела;

— обозначение, индивидуализирующее субъект страхового дела;

— указание на вид деятельности субъекта страхового дела с использованием слов либо «страхование» и (или) «перестра­хование», либо «взаимное страхование», либо «страховой бро­кер», а также производных от таких слов и словосочетаний.

Также внесено положение, согласно которому юридическое лицо — субъект страхового дела не вправе использовать полно­стью обозначение, индивидуализирующее другой объект страхо­вого дела. Что, впрочем, не распространяется на дочерние и зави­симые общества субъекта страхового дела.

Фирменные наименования и недобросовестная конкуренцияИспользование чужих фирменных наименований