При использовании в коммерческом обороте фирменных наименований нередко возникают казусы, обусловленные недостаточным законодательным регулированием данных объектов интеллектуальной собственности в РФ.
В сущности, вся практика в данной сфере основывается на нескольких статьях Гражданского кодекса и Парижской конвенции. В соответствии с п. 4 ст. 54 Гражданского кодекса РФ коммерческие организации должны иметь фирменные наименования.
Юридическое лицо, фирменное наименование которого зарегистрировано в установленном порядке, имеет исключительное право на его использование. Лицо, неправомерно использующее чужое зарегистрированное фирменное наименование, по требованию обладателя права на фирменное наименование обязано прекратить его использование и возместить причиненные убытки.
Однако что именно понимается под фирменным наименованием?
Структура фирменного наименования состоит из двух относительно автономных частей — основной и оригинальной. Основная часть содержит указание на организационно-правовую форму организации, ее тип и предмет деятельности. Оригинальная часть содержит непосредственно наименование организации, индивидуализирующее ее и необходимое для отличия данной организации от других.
Таким образом, законодатель относит к фирменному наименованию ряд требований:
— фирменное наименование индивидуализирует коммерческие организации;
— фирменное наименование должно содержать соответствующее действительности указание на организационно-правовую форму юридического лица;
— фирменное наименование должно обладать признаками, которые бы не допускали смешения одной фирмы с другой.
Фирменные наименования | Регистрация фирменных наименований |