Материал предоставлен https://it.rfei.ru

Постановка на бухгалтерский учет

Поскольку исключительное право на фирменное наименова­ние считается в соответствии со ст. 138 ГК РФ объектом интел­лектуальной собственности, возникает вопрос о его причислении к нематериальным активам.

Руководствуясь п. 3 ст. 257 Налогового кодекса РФ, исключи­тельные права на фирменные наименования могут быть отнесены к нематериальным активам при достижении ряда условий: способности приносить налогоплательщику доход (экономические выгоды), наличии надлежащим образом оформленных документов, подтверждающих существование самого нематериального актива.

В соответствии с ПБУ 14/2000 единицей бухгалтерского уче­та нематериального актива признается инвентарный объект, об­ладающий всей совокупностью прав.

Расходы на создание (регистрацию) или приобретение ис­ключительных прав на фирменное наименование включаются в первоначальную стоимость нематериального актива, за исклю­чением налога на добавленную стоимость и иных возмещае­мых налогов (кроме случаев, предусмотренных законодательст­вом РФ).

Это могут быть суммы, уплачиваемые организациям за ин­формационные и консультационные услуги, связанные с при­обретением нематериальных активов; регистрационные сборы и другие аналогичные платежи, произведенные в связи с регистра­цией (приобретением) исключительных прав правообладателя.

В первоначальную стоимость нематериального актива не мо­гут, однако, быть включены общехозяйственные и иные расходы, кроме тех случаев, когда они не связаны непосредственно с при­обретением соответствующего актива.

При принятии к бухгалтерскому учету организации исклю­чительного права на фирменное наименование необходимо опре­делить срок его полезного использования.

Срок полезного использования может быть ограничен ожи­даемым сроком использования нематериального актива, в тече­ние которого организация может получать от него экономиче­ские выгоды (доход).

Если срок полезного использования фирмен­ного наименования определить невозможно, и в соответствии с п. 17 ПБУ 14/2000 нормы амортизационных отчислений уста­навливаются в расчете на двадцать лет (но не более срока дея­тельности организации).

Также необходимо принимать во внимание, что с первого числа следующего месяца после того, как исключительные пра­ва на фирменное наименование принимаются к бухгалтерскому учету, необходимо начислять амортизационные отчисления.

Подводя итоги, следует отметить, что на сегодняшний день в сфере правового регулирования фирменных наименований име­ет место ряд аксиом:

— отсутствие государственной регистрации фирменных на­именований не означает отсутствие их правовой защиты;

— фирменное наименование и товарный знак охраняют раз­личные объекты интеллектуальной собственности;

— при установлении факта смешения фирменных наимено­ваний суд не должен быть связан какими-либо законодательно установленными условиями, наличие которых исключало бы на­личие факта смешения.

В то же время имеет место и ряд противоречий, которые воз­никают как в сфере законодательных пробелов, так и правоприменения:

— в спорах о запрете использования фирменного наимено­вания суды зачастую исследуют вопросы, связанные с наличием недобросовестной конкуренции, даже в случаях, если речь идет о дублировании фирменных наименований;

— отсутствует административная процедура изменения фир­менного наименования организацией, зарегистрировавшейся позднее, при выявлении дублирования фирменных наименова­ний;

— имеет место двусмысленность в вопросах обладания ис­ключительными правами на фирменное наименование неком­мерческими организациями;

— отсутствует специальная процедура проверки тождествен­ности фирменных наименований;

— органы, осуществляющие государственную регистрацию юридических лиц, фактически не участвуют в отношениях, свя­занных с фирменными наименованиями;

— не все компании осуществляют постановку на бухгалтер­ский учет исключительных прав на фирменные наименования, а также осуществляют амортизационные отчисления по ним, что в конечном итоге затрудняет процесс их использования в коммер­ческом обороте.

Фирменное наименование и доменное имя в ИнтернетТест "Фирменные наименования"