Как работают идеи
Еще одна попытка изучения работы в командах была предпринята в 2002 г. консультантами фирмы Penna Change Consulting и Крэнфилдской школой менеджмента (Cranfield School of Management). Если Белбин рассматривал команду как объединение отдельных личностей и связывал ее успех с работой входящих в нее индивидуумов, Penna и Крэнфилд оценивали команду как целое.
Консультанты Penna проанализировали данные трехлетних исследований, проведенных в сотрудничестве с Крэнфилдом, в ходе которых были изучены самые разные команды, в том числе спортивные, проектные, рабочие, «виртуальные» и даже джаз-оркестр. В результате на свет появилась модель для оценки эффективности команды, действующей как единое целое.
Модель Penna/Крэнфилд выделяет 16 компетенций, необходимых для успеха команды, разбив их на четыре группы.
- То, что обеспечивает возможность успеха. Факторы, оказывающие непосредственное влияние на успешное выполнение задания, такие как: коммуникации — степень эффективности коммуникативных навыков команды; интеграция — степень сплоченности команды; адаптация — степень гибкости команды и умение приспосабливаться к меняющимся требованиям задания; чувство ситуации — способность отслеживать контекст задания и следить за его изменениями; развитие компетенций — способность приобретать, распространять и развивать компетенции; креативность — способность находить творческое решение.
- Поиск ресурсов. Факторы, обеспечивающие коллективное понимание задания и знание о членах команды: знание — представления коллектива о знаниях, необходимых для успешного выполнения задания; контекстуализация — способность команды осознавать внешние и внутренние организационные цели и ограничения, связанные с работой команды; мудрость команды — уровень знаний членов команды, иными словами, сильные и слабые стороны индивидуумов.
- «Запал». Факторы, важные для создания атмосферы, способствующей эффективной работе в команде: эмоциональная зрелость — умение развить эмоциональное взаимопонимание между членами команды; спайка — управление социальной интеграцией команды как внутри, так и вне рабочей обстановки; открытость — воспитание открытой среды, поощряющей членов команды к свободному выражению мнений; чувство принадлежности — крепкие связи внутри команды, чувство общности и лояльности.
- Мотивация. Факторы, связанные с уровнем мотивации команды: принятие обязательств — способы, обеспечивающие коллективную преданность делу; вдохновение — стремление к успеху; вера — факторы, влияющие на уверенность команды в полезности и эффективности своей деятельности.