Материал предоставлен https://it.rfei.ru

Основная мысль

В 1967 г. британский Колледж менеджмента в Хенли (Henley Management College) предложил в рамках одного из своих курсов компьютерную бизнес-игру «Executive Management Exercise» («Упражнение для администратора»). В ней члены команд вымышленных компаний старались набрать максимальное число очков в соответствии с указанными критериями. Henley пригласил к сотрудничеству Мередита Белбина, а затем и Отделение индустриальной подготовки Университетского колледжа.

Белбина интересовало, как на эффективность групповой деятельности может повлиять принадлежность членов группы к тому или иному типу личности. Участников попросили на условиях добровольности и конфиденциальности пройти тест на критическое мышление и личностные качества. Проанализировав результаты теста, Белбин обнаружил, что одни комбинации типов личности оказались эффективнее других. Белбин научился предсказывать, кто добьется лучших результатов, и понял, что, опираясь на результаты психометрических тестов, дающих адекватное представление о личностных характеристиках и способностях членов команды, он сможет прогнозировать вероятность успеха или неудачи конкретной команды. Появилась возможность повышать эффективность команд-неудачников, проанализировав недостатки их организации и внеся необходимые изменения.

Первым практическим результатом работы Белбина стал опросник для менеджеров. Их ответы анализировались для определения ролей управленцев в команде. У этого подхода есть один недостаток: то, как вы сами оцениваете свою деятельность, может не иметь никакого значения для людей, с которыми вы работаете. Белбин усовершенствовал свою методику и разработал совместно с другими исследователями компьютерную программу (теперь она доступна в Интернете).

Основываясь на своих непосредственных наблюдениях в уникальной «лаборатории» — в Хенли, Белбин выделил девять архетипов, необходимых для создания идеальной команды.

  • Инициатор: творческая личность с неортодоксальным мышлением и богатым воображением; решает сложные проблемы. Допустимая слабость: неудачи в общении с обычными людьми.
  • Координатор: зрелый, уверенный, надежный; хороший руководитель, умеет прояснять цели, стимулирует принятие решений. Не обязательно самый умный член команды.
  • «Заводила»: динамичный, общительный, очень активный; бросает вызов, оказывает давление, находит обходные пути. Склонен к вспышкам гнева.
  • Труженик: общительный, мягкий, восприимчивый, уступчивый; слушает, строит, избегает трений. В критических ситуациях нерешителен.
  • Тот, кто умеет завершать начатое: старательный, добросовестный, тревожный; выискивает ошибки, все делает своевременно. Бывает излишне беспокойным, не любит полагаться на других.
  • Тот, кто умеет доводить работу до нужного результата: дисциплинированный, надежный, консервативный, эффективный; воплощает идеи в реальность. Не вполне гибкий.
  • Тот, кто умеет выявить способности людей: экстраверт, энтузиаст, общительный, изучает возможности. Теряет интерес после первоначального порыва.
  • Специалист: целеустремленный, инициативный, увлеченный; неохотно делится знаниями и умениями. Работает на ограниченном участке фронта.
  • Наблюдатель-оценщик: трезвый, стратегически мыслящий, проницательный. Видит все варианты, выносит суждения. Ему не хватает желания и способности вдохновлять других.

Архетипы Белбина доказали свою надежность и по-прежнему применяются многими организациями. Из-за взрыва интереса к командной деятельности в последнее десятилетие возросло и значение работ Белбина, который в дальнейшем развивал свои теории в других книгах.

Team-Working. Работа в командахКак работают идеи